Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

К.С. Лебедев, В.А. Нехамкин

2

ственно на экономическом расчете, а война становится лишь доста-

точно редким средством решения задачи (использующимся на пери-

ферии «западной цивилизации»). В итоге столпами глобализации

становятся рыночная экономика как средство ведения хозяйства, ли-

берализм в идеологической сфере, демократия — в политической. На

их основе Западом формируются для остальных участников «миро-

вого сообщества» универсальные правила поведения (подобные Ва-

шингтонскому консенсусу), транснациональные управленческие

структуры (ООН, МВФ, МБРР и др.) [1, 2]. У этого процесса после

краха СССР, как казалось, не осталось никаких «жизнеспособных»

альтернатив (о чем поспешили заявить Ф. Фукуяма и другие мысли-

тели) [3, с. 290; 4].

Однако на самом деле альтернативы глобализации западного ти-

па все равно существуют. Их можно условно разделить на три груп-

пы. Во-первых, религиозный фундаментализм. Как правило, он ассо-

циируется с радикальным исламом, которому Запад приписывает от-

ветственность за террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне

11 сентября 2001 г., направленные против символов глобализации —

ВТЦ (экономического) и Пентагона (военного). Религиозный фунда-

ментализм, как ни странно, тоже носит характер транснационального

явления. (Например, в организации У. бен Ладена «Аль-Каида» с За-

падом борются представители различных народов. Еще более интер-

национальна захватившая в 2014–2015 гг. значительные территории в

Ираке, Сирии и запрещенная в РФ группировка «Исламское государ-

ство» (ИГИЛ), активно вербующая сторонников из России, стран ЕС —

Великобритании, Франции и др.) Поэтому сегодня особенно неубе-

дительно звучит прогноз Ф. Фукуямы, сделанный в работе «Конец

истории?» (1989): «Теократическое государство в качестве политиче-

ской альтернативы либерализму и коммунизму предлагается сегодня

только исламом. Однако эта доктрина

малопривлекательна

(кур-

сив наш — К. Л., В. Н.) для немусульман, и трудно представить, что-

бы это движение получило какое-либо распространение» [3, с. 305].

Факты (особенно поддержка ИГИЛ на Востоке и в европейских стра-

нах, в том числе серия терактов в ответ на карикатуры на пророка

Мухаммеда во французском журнале «Шарли Эбдо» в январе 2015 г.)

говорят об обратном. Вместе с тем радикальный ислам хотя и пред-

лагает некую идеологическую альтернативу глобализации, но не

имеет отношения к какому-то конкретному народу. Это тоже интер-

национальное явление, как и сама глобализация.

Во-вторых, альтернатива глобализации — пестрое (и опять-таки

транснациональное) движение антиглобалистов. Последние неодно-

родны. Противники глобализации делятся на антиглобалистов (пол-

ностью отрицающих ее достижения, видящих в происходящем жела-