К.С. Лебедев, В.А. Нехамкин
2
ственно на экономическом расчете, а война становится лишь доста-
точно редким средством решения задачи (использующимся на пери-
ферии «западной цивилизации»). В итоге столпами глобализации
становятся рыночная экономика как средство ведения хозяйства, ли-
берализм в идеологической сфере, демократия — в политической. На
их основе Западом формируются для остальных участников «миро-
вого сообщества» универсальные правила поведения (подобные Ва-
шингтонскому консенсусу), транснациональные управленческие
структуры (ООН, МВФ, МБРР и др.) [1, 2]. У этого процесса после
краха СССР, как казалось, не осталось никаких «жизнеспособных»
альтернатив (о чем поспешили заявить Ф. Фукуяма и другие мысли-
тели) [3, с. 290; 4].
Однако на самом деле альтернативы глобализации западного ти-
па все равно существуют. Их можно условно разделить на три груп-
пы. Во-первых, религиозный фундаментализм. Как правило, он ассо-
циируется с радикальным исламом, которому Запад приписывает от-
ветственность за террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне
11 сентября 2001 г., направленные против символов глобализации —
ВТЦ (экономического) и Пентагона (военного). Религиозный фунда-
ментализм, как ни странно, тоже носит характер транснационального
явления. (Например, в организации У. бен Ладена «Аль-Каида» с За-
падом борются представители различных народов. Еще более интер-
национальна захватившая в 2014–2015 гг. значительные территории в
Ираке, Сирии и запрещенная в РФ группировка «Исламское государ-
ство» (ИГИЛ), активно вербующая сторонников из России, стран ЕС —
Великобритании, Франции и др.) Поэтому сегодня особенно неубе-
дительно звучит прогноз Ф. Фукуямы, сделанный в работе «Конец
истории?» (1989): «Теократическое государство в качестве политиче-
ской альтернативы либерализму и коммунизму предлагается сегодня
только исламом. Однако эта доктрина
малопривлекательна
(кур-
сив наш — К. Л., В. Н.) для немусульман, и трудно представить, что-
бы это движение получило какое-либо распространение» [3, с. 305].
Факты (особенно поддержка ИГИЛ на Востоке и в европейских стра-
нах, в том числе серия терактов в ответ на карикатуры на пророка
Мухаммеда во французском журнале «Шарли Эбдо» в январе 2015 г.)
говорят об обратном. Вместе с тем радикальный ислам хотя и пред-
лагает некую идеологическую альтернативу глобализации, но не
имеет отношения к какому-то конкретному народу. Это тоже интер-
национальное явление, как и сама глобализация.
Во-вторых, альтернатива глобализации — пестрое (и опять-таки
транснациональное) движение антиглобалистов. Последние неодно-
родны. Противники глобализации делятся на антиглобалистов (пол-
ностью отрицающих ее достижения, видящих в происходящем жела-