Previous Page  9 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 12 Next Page
Page Background

Инженерная элита в постнеклассическую эпоху: смена парадигмы деятельности

9

На фоне всего этого вызывают споры вопросы современного об-

разования и взращивания инженеров. Основой реакции на расшире-

ние сферы деятельности инженера стало узкоспециализированное

профилирование инженерного образования, усиление его формаль-

ных аспектов (введение модульной системы, переход на систему «ба-

калавр-магистр» и т. п.), в результате чего вполне реальна утрата

фундаментального инженерного образования, позволявшего инжене-

рам быть конструкторами практически во всех сферах жизни. Необ-

ходимо системно подойти к вопросу инженерного образования и пе-

ресмотреть форматы подготовки кадров в глобальной перспективе,

пытаясь в них развивать все диктуемые современной парадигмой и

духом времени качества и навыки.

Заключение.

Воззрения инженерной элиты по своей идее явля-

ются отражением общественных потребностей и ценностей, опреде-

ляющих цели научного познания. В таком качестве они требуют рас-

смотрения в контексте культуры, формирующей требования чело-

вечности, разумности и оптимальности. Мышление инженерной

элиты — это прежде всего решения, направленные на задачи и вызо-

вы определенного времени, систематизация всевозможных и невоз-

можных знаний из разных областей, а также нравственный уровень

эпохи. Мировая экономика находится в преддверии перехода к ше-

стому экономическому и технологическому укладу, который будет

сопровождаться перестройкой на новую, междисциплинарную

NBICS-парадигму (нано-био-когнито-информационно-гуманитарная

парадигма). NBICS-парадигма размывает грани не только между от-

дельными традиционными дисциплинарными направлениями, но и

между их блоками, между точными, фундаментальными и естествен-

ными науками, с одной стороны, и гуманитарными, с другой [13,

с. 250]. Инженер становится носителем гуманитарного знания и об-

щекультурной системы ценностей и должен отвечать не только на во-

прос «как сделать?», но и на вопрос «зачем это нужно сделать?», учи-

тывая социальный отклик — социальную обратную связь — от того,

что будет сделано. Вместе с тем стоит серьезно подойти к вопросам об-

разования инженеров, вернув ему фундаментальность и применяя

наиболее эффективные для современности формы подготовки.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Минобрнау-

ки РФ № 27.1560.2016/к

.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Атлас новых профессий

. Московская школа управления Сколково. Москва,

2013, 168 с.

[2]

Гуковский М.А.

Механика Леонардо да Винчи

. Москва, Издательство АН

СССР, 1947, с. 815.