Инженерная элита в постнеклассическую эпоху: смена парадигмы деятельности
9
На фоне всего этого вызывают споры вопросы современного об-
разования и взращивания инженеров. Основой реакции на расшире-
ние сферы деятельности инженера стало узкоспециализированное
профилирование инженерного образования, усиление его формаль-
ных аспектов (введение модульной системы, переход на систему «ба-
калавр-магистр» и т. п.), в результате чего вполне реальна утрата
фундаментального инженерного образования, позволявшего инжене-
рам быть конструкторами практически во всех сферах жизни. Необ-
ходимо системно подойти к вопросу инженерного образования и пе-
ресмотреть форматы подготовки кадров в глобальной перспективе,
пытаясь в них развивать все диктуемые современной парадигмой и
духом времени качества и навыки.
Заключение.
Воззрения инженерной элиты по своей идее явля-
ются отражением общественных потребностей и ценностей, опреде-
ляющих цели научного познания. В таком качестве они требуют рас-
смотрения в контексте культуры, формирующей требования чело-
вечности, разумности и оптимальности. Мышление инженерной
элиты — это прежде всего решения, направленные на задачи и вызо-
вы определенного времени, систематизация всевозможных и невоз-
можных знаний из разных областей, а также нравственный уровень
эпохи. Мировая экономика находится в преддверии перехода к ше-
стому экономическому и технологическому укладу, который будет
сопровождаться перестройкой на новую, междисциплинарную
NBICS-парадигму (нано-био-когнито-информационно-гуманитарная
парадигма). NBICS-парадигма размывает грани не только между от-
дельными традиционными дисциплинарными направлениями, но и
между их блоками, между точными, фундаментальными и естествен-
ными науками, с одной стороны, и гуманитарными, с другой [13,
с. 250]. Инженер становится носителем гуманитарного знания и об-
щекультурной системы ценностей и должен отвечать не только на во-
прос «как сделать?», но и на вопрос «зачем это нужно сделать?», учи-
тывая социальный отклик — социальную обратную связь — от того,
что будет сделано. Вместе с тем стоит серьезно подойти к вопросам об-
разования инженеров, вернув ему фундаментальность и применяя
наиболее эффективные для современности формы подготовки.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Минобрнау-
ки РФ № 27.1560.2016/к
.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Атлас новых профессий
. Московская школа управления Сколково. Москва,
2013, 168 с.
[2]
Гуковский М.А.
Механика Леонардо да Винчи
. Москва, Издательство АН
СССР, 1947, с. 815.