Н.Г. Багдасарьян, С.С. Колосков
8
группы теорий, которые построены по единому парадигматическому
образцу» [7, с. 14]. Аналогичный подход используется при проекти-
ровании программного продукта. Требования к изменению функций
сопряжены с теоретической задачей, способной сделать зримой
структуру программы в виде согласованных графов, представляющих
управление потоками данных, схемами зависимостей, временных
последовательностей, логических связей и т. п. В отличие от иерар-
хических фреймов теорий, применяемых при проектировании в нано-
технике, компьютерное программное обеспечение практически
лишено наглядности, и в нем используются несколько неориентиро-
ванных графов, согласованных между собой.
В развитии инженерной рациональности элиты проявляются ме-
ханизмы симбиоза научной и технической деятельности. Вследствие
этого инженерная элита должна учитывать взаимосвязь критериев
научной рациональности (согласованность элементов знания) и тех-
нической рациональности (эффективность, надежность, оптималь-
ность). Эта взаимосвязь оценивается исследователями неоднозначно.
Некоторые усматривают в синтезе научной и инженерной рацио-
нальности «эффективную техничность», источник кризиса человече-
ства, техногенных катастроф, политического и военного насилия,
обострения экологических проблем как следствия технического ра-
ционализма и нравственной безответственности. Другие отмечают
соразмерность научной и технической рациональности, их синтез, в
котором сочетаются техническая эффективность и открытость твор-
честву, проявляющиеся в деятельности человека по сотворению себя
[12, с. 23].
Изменился характер технологического и теоретико-методо-
логического обеспечения исследований в связи с широким примене-
нием компьютерного моделирования и других прогностических
методов. В связи с тем, что объектом системного проектирования яв-
ляется объект деятельности, направленной на создание и обеспечение
функционирования сложной системы, социальные знания интегриро-
ваны в методологию знаний о социопроективной деятельности. Во-
прос о том, как оценить постнеклассические изобретения, неоднозна-
чен. С одной стороны, они являются прорывными и невероятными,
как неклассические изобретения для человека неклассической эпохи,
и предлагают действительно востребованные решения по актуальным
направлениям и проблемам эпохи (овладение энергией термоядерно-
го синтеза, улучшение инфраструктуры городов, развитие нанотех-
нологий и биотехнологий). С другой стороны, они стали провоциро-
вать потребности человека, развивая, например, информационные
умные технологии, лишающие человека присущих ему навыков
(ориентирование на местности, коммуникации и проч.).