Н.Г. Багдасарьян, С.С. Колосков
4
инженерные знания дисциплинарно организованы и носят приклад-
ной характер. Инженерная рациональность проявляется и в появле-
нии составных частей естествознания, и в разделении труда ученых
на теоретиков и экспериментаторов. С зарождением технических
наук происходит дифференциация инженерных знаний:
на изобретательские (например, Гук изобрел микроскоп, Герц —
новую аппаратуру для регистрации и получения электромагнитных
волн, Гюйгенс придумал конструкцию часов, которая осуществила
движение центра тяжести маятника по циклоиде — так, чтобы время
его качания не зависело от величины размаха);
научно-исследовательские (особая знаковая форма деятельно-
сти в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов);
проектно-конструкторские (например, организация оптической,
радиотехнической и электротехнической промышленности, строи-
тельство железных дорог, массовое производство электроизмери-
тельных приборов) [4, с. 98].
Позднее из инженерного знания в качестве самостоятельного
раздела выделилось проектирование, обеспечивающее взаимосвязь
производства с потреблением. В классической инженерной рацио-
нальности был осуществлен синтез принципов научной и техниче-
ской рациональности. Многочисленные усовершенствования паровой
машины, создание ружей, заряжаемых с казенной части, даже мощ-
ные прядильные машины — все эти изобретения были сделаны на не-
коем фундаменте. Его корни следует искать в классической эпохе —
тогда были созданы методы исследований, на которые опиралась
промышленная революция. Мышление инженерной элиты определя-
ется механистическим толкованием природы (внедрением техниче-
ских средств в изучение объектов), прагматической направленностью
научного познания и математизацией методов.
Инженерная элита в неклассическую эпоху: комплексный
характер знания.
В период с середины ХIХ до начала ХХ в. инже-
нерная деятельность переходит на следующий уровень в результате
резкого роста промышленного и сельскохозяйственного производ-
ства; ускоренного развития науки, техники, средств коммуникации;
увеличения населения; повышения продолжительности и уровня
жизни; резкого возрастания мобильности населения; сложного разде-
ления труда не только в рамках отдельных стран, но и в международ-
ном масштабе; снижения горизонтальной дифференциации населе-
ния (деление его на касты, сословия, классы); роста вертикальной
дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы) и
числа военно-политических конфликтов [5, с. 111].
Инженерная элита вводит понятие дисциплинарного объекта.
Объектами изучения становятся микро- и макромир, в исследовании