Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Инженерная элита в постнеклассическую эпоху: смена парадигмы деятельности

5

которых учитывается влияние средств и операций деятельности на

знание об объекте, происходит уточнение основных понятий и

утверждений естественного и научного языка с помощью средств

символической логики. Неклассический этап в развитии инженерной

элиты характеризуется такими чертами, как системность, техноло-

гичность, проективная направленность, эффективность, комплексный

характер исследований [6, с. 320].

Комплексный характер инженерного знания был обусловлен

усложнением объекта исследования — сложноорганизованных тех-

нических систем, проектирование и разработка которых привели к

интеграции фундаментального и технологического знания (нефтяная

промышленность, радиоаппаратура, автоматизированные системы,

атомная энергетика, космическая техника, телекоммуникационная

аппаратура, лазерная и оптоволоконная технология) и потребовали

участия в инженерных разработках специалистов фундаментальной и

отраслевой науки [4, с. 98]. Например, в разработке и создании ра-

диоаппаратуры помимо специалистов в указанной области участво-

вали физики, химики, математики, металлурги. Ярким представите-

лем инженерной элиты неклассической эпохи можно считать нашего

соотечественника Владимира Григорьевича Шухова. Шухов — автор

проектов и технический руководитель строительства первых россий-

ских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с первыми

российскими установками крекинга нефти. Шухов внес выдающийся

вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного

транспорта, первым в мире применил для строительства зданий и

башен стальные сетчатые оболочки, ввел в архитектуру форму одно-

полостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гипербо-

лоидные конструкции. По проектам В.Г. Шухова в нашей стране и за

рубежом сооружено около 200 башен оригинальной конструкции, в

том числе знаменитая Шаболовская радиобашня в Москве. Под руко-

водством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов (че-

рез Оку, Волгу, Енисей и др.). В статье «Труды и дни инженера

В.Г. Шухова» правнучка великого инженера Елена Шухова вспоми-

нает: «Первые слова, которые услышали студент В.Г. Шухов и его

товарищи, войдя в стены Императорского технического училища,

были таковы: “...Каких бы успехов в познании природы и обладании

ею человек ни достигал, он не должен забывать слов Божественного

Учителя:

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а ду-

ше своей повредит?

” Объясняя принципы какой-либо конструкции,

Владимир Григорьевич говорил о ее душе — не в мистическом и не

буддийском, а в своем особом, “техническом” смысле. Каждое со-

оружение он воспринимал не просто как хорошо рассчитанную массу

металла или дерева, не как агрегат, а как Организм, т. е. нечто живое