Инженерная элита в постнеклассическую эпоху: смена парадигмы деятельности
7
ряет внимание к себе и своему сознанию, к продуктам собственной
деятельности, учитывает соотнесенность знания об объекте со спе-
цификой средств и операций научной деятельности, с ее ценностно-
целевыми структурами. Именно это становится признаками инженер-
ной элитарности, которая, как многократно подчеркивает В.С. Степин,
является точкой роста новых ценностей и мировоззренческих ориента-
ций, расширяет этические регуляторы поиска истины и открывает
новые перспективы для диалога культур.
Чрезвычайно актуальной становится задача системного анализа
инженерной рациональности, представляющая мировоззренческую
проблему. Во второй половине ХХ в. исследователи отмечают суще-
ственное усложнение инженерного знания и усиление его интеграции
с наукоемким производством. Усложнение структуры элитарного
инженерного знания отражает процессы дифференциации и интегра-
ции инженерно-технических наук. Потребность в эффективной орга-
низации и управлении инженерно-технической деятельностью как
системой послужила причиной привлечения в структуру элитарного
инженерного знания отдельных наук социально-гуманитарного про-
филя, что способствовало расширению сферы инженерных исследо-
ваний. Речь идет о знаниях об управлении (социальная кибернетика,
социальная информатика и др.), инженерно-экономических знаниях
для обоснования инженерно-технических разработок (экономический
и инновационный менеджмент), инженерно-экологических, инже-
нерно-психологических, инженерно-педагогических и эргономиче-
ских знаниях (инженерная психология, инженерная педагогика).
Инженерная элита в ХХI в. характеризуется сменой идеалов
научности и истинности познания. «Познание истины» замещается
принципом конструирования объектов реальности [11, с. 99]. Соглас-
но М.А. Розову, «мы сталкиваемся с инженерной, по своей сути, кон-
структорской деятельностью во всех областях познания. Наконец,
любая теория и даже факты, на которых она базируется, — это про-
дукты конструирования» [12, с. 25]. Суть в том, что мы познаем не
мир как таковой, не предметы и явления в их первозданном виде, а
нашу деятельность с этими предметами и явлениями, которые, кста-
ти, только и приобретают свою самость в этой деятельности. Главной
особенностью постнеклассического мышления инженерной элиты
становится равенство понятия объективности знания с его проекти-
руемостью [9, с. 315].
В теоретических исследованиях стандартное понимание заменя-
ется представлением о структуре теоретической сети, состоящей из
теорий как элементов, вершину которой занимает базисный элемент.
Такое построение теоретических исследований характеризуется
В.Г. Гороховым понятием «фрейма теорий, объединяющего целые