Затянувшаяся дискуссия о тоталитаризме
7
к ограничению власти правом, а к ликвидации централизованного
государства вообще и созданию на его месте системы прямой демо-
кратии. Они исходили исключительно из классового характера госу-
дарства, о теории «надклассовой монархии» Л. Штейна, скорее всего,
не знали. Именно такую власть с безбрежной свободой низовых ор-
ганов власти большевики и создали в конце 1917 — начале 1918 гг. в
виде власти Советов. Это в течение несколько месяцев обернулось
развалом страны, экономики и государственной системы управления,
в результате сами большевики уже к лету 1918 г. советскую систему
ликвидировали, а на их месте начали создавать централизованное
государство во главе с РКП(б), функции которой нигде не были
определены.
3. Политический механизм стран Запада — уникальное историче-
ское явление. Он создавался в течение многих столетий. Но в осталь-
ных регионах мира существовали и достаточно эффективно действо-
вали свои социально-политические системы. В годы «перестройки»,
в условиях углубляющегося экономического и политического кризи-
са, советские политики и публицисты увлеклись западной моделью.
Но осознание ее специфичности приходило очень медленно.
Н.Б. Комова отмечает, что «идея правового государства и либераль-
ной демократии не является вершиной политико-правового творче-
ства». К «призывам» не только зарубежных, но и отечественных пра-
воведов (философов, политологов) через унификацию и «стандарти-
зацию» ключевых правовых и политических институтов прийти к
созданию так называемого «современного государства», которое
должно быть однотипным для всех «цивилизованных стран», следует
относиться очень осторожно [28].
Можно говорить о политическом несовершенстве и экономиче-
ской неэффективности советского строя в сравнении с политической
и экономической системами Запада, но в тех конкретных историче-
ских условиях Россия могла иметь такую политическую систему, ко-
торая формировалась в течение столетий. И причин этого феномена
немало, поскольку, как считает проф. Е.В. Макаренков, «В первую
очередь, вполне очевидно, что Российской Федерации достался до-
вольно противоречивый советский опыт взаимодействия политиче-
ской власти и государства. В СССР в течение последних нескольких
десятилетий все политическое, по сути, было как бы “спрятано”
внутри административного аппарата, растворено в его действиях.
При этом политическая власть принадлежала высшей партийной но-
менклатуре, которая оказалась не самой лучшей с точки зрения эф-
фективности государственного управления. Во-вторых, изучать по-
литическую власть и “политическое” всегда намного сложнее, чем
давать оценки действиям тех или иных государственных управленче-
ских структур. В-третьих, реальная практика подтверждает, что дей-