Затянувшаяся дискуссия о тоталитаризме
3
своей технологической основы современного индустриального обще-
ства заставляет его быть тоталитарным; ибо “тоталитарное” здесь
означает не только террористическое политическое координирование
общества, но также нетеррористическое экономико-техническое ко-
ординирование, осуществляемое за счет манипуляции потребностя-
ми, с помощью имущественных прав… Тоталитаризму способствует
не только специфическая форма правительства или правящей партии,
но также специфическая система производства и распределения, ко-
торая вполне может быть совместимой с “плюрализмом” партий,
прессы, “соперничающих сил” и т. п.» [6, с. 4]. Это означало, что по-
литические системы развитых стран незначительно отличаются друг
от друга. Данная идея нашла отражение, например, в книге А. Мейе-
ра «Советская политическая система» (1965). А. Мейер пришел к вы-
воду, что употребление понятия «тоталитаризм» применительно к
советской государственности не имеет под собой оснований, а харак-
теристика западной политической системы как «демократии», «от-
крытого общества», «свободного мира» «по существу представляет
собой не что иное, как наивную и безоговорочную ее идеализацию»
[7, с. 113].
Тоталитарная концепция еще более зашаталась, когда в дискус-
сию политологов включились историки: М. Брошат, Х. Моммзен,
У. Лакер, Ю. Кокка, В. Випперман, Дж. Каутский и др. Их работы,
посвященные истории фашистской Германии и сталинизму, неиз-
менно оказывались гораздо глубже. Отождествление нацизма и ста-
линизма они однозначно отвергли. Так, Дж. Каутский в середине
1960-х гг. писал: понятие «тоталитаризм» имеет лишь прикладное
значение. По его мнению, это понятие возникло в 1930-е гг. для
определения фашистских режимов в Италии, Германии и СССР, а в
1960-е гг. оно уже не отвечало уровню теоретических знаний, недо-
статочно учитывало различия между коммунистической и фашист-
ской системами [8, с. 90]. Поразительно, но наиболее последователь-
ными противниками отождествления фашизма с иными диктатор-
скими режимами оказались немецкие ученые, полагавшие, что
гитлеровский режим нельзя ставить в один ряд с другими тоталитар-
ными режимами, поскольку это затушевывает его историческую уни-
кальность [9, с. 22].
К середине 60-х гг. ХХ в., т. е. достаточно быстро, концепция то-
талитаризма, в силу ее академической уязвимости, в странах Запада
была отвергнута. Кроме того, авторов тяготила ее изначально задан-
ная политизация. Позднее, в начале 1990-х гг., М. Рейман отметил,
что в западной литературе существует «…несомненная и непреода-
ленная» зависимость подхода к содержанию сталинизма от идейно-
политических факторов и колебаний политической конъюнктуры»
[10, с. 200]. При этом, критикуя несовершенную теоретическую кон-