Затянувшаяся дискуссия о тоталитаризме
5
«представить себя в лестном свете и получить ощущение чистой со-
вести, очерняя, стирая в порошок противника… Именно сталинизм
отождествляют с гитлеризмом, а не наоборот. Ясно, что это односто-
роннее сравнение ставит целью перенести на Сталина и его режим
все гнусности, связанные с нацистским режимом, получившим еди-
нодушное осуждение… Цель авторов этого уподобления явно состо-
ит в том, чтобы изгнать сам призрак марксизма и классовой борьбы,
лишить сталинизм, а через него и “коммунизм”, всякого оправдания,
лишить легитимности опыт, через который прошел СССР… Эта ре-
дуцирующая формулировка, демонизирующая сталинизм, призвана
снять вину с Запада за его собственные ошибки» [16].
В конце 1980-х гг. в СССР начался политический процесс, итогом
которого должно было стать создание институтов по западному образ-
цу: гражданского общества, правового государства, многопартийно-
сти. Тогда они воспринимались как универсальные общечеловеческие
ценности. Политические, экономические и идеологические основы со-
ветского строя были отвергнуты. «Появившийся идеологический ва-
куум был почти мгновенно заполнен единственной мощной, неплохо
организованной, имевшей определенные традиции идеологической
силой — концепциями “шестидесятников”, натуральных антисталини-
стов, сторонников “первозданного” марксизма, адептов позднего Ле-
нина, нэпа и всевозможных альтернатив — от Чаянова до Бухарина и
Троцкого, “истинной” социал-демократии Мартова и Плеханова» [17].
В 1989 г. появилась статья, в которой впервые была проведена парал-
лель между советским строем 1930-х гг. и фашизмом [18]. Вершиной
этого подхода к советской истории стали публикации бывшего члена
Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлева. В частности, в 2003 г. вышла в
свет его книга «Сумерки», где говорилось: «российский большевизм
по многим своим идеям и проявлениям явился прародителем европей-
ского фашизма», а также что «большевизм и фашизм руководствова-
лись одним и тем же принципом управления государством — принци-
пом массового насилия» [19, с. 23].
Разумеется, академические оценки были взвешенными, но это не
меняло сути: большинство историков признало советский строй то-
талитарным [20]. После этого, вроде бы вполне логично, историки
сделали следующий шаг: началось изучение истоков тоталитаризма
[21], его причин [22], социальной основы [23], механизма его утвер-
ждения [24].
Метаморфозы этого термина в отечественной науке и публици-
стике 1990-х гг. достаточно полно раскрыты в статьях Л. Гудкова.
Завершая свой анализ, Л. Гудков писал: «Если первоначально это
была предметная модель, синтезирующая социальные наблюдения и
описания социальных институтов и массовых движений, то затем она
стала эвристической или идеально-типической схемой интерпрета-