Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

Б.Н. Земцов

6

ции, направляющей внимание исследователей на определенный ма-

териал и задающей порядок его отбора, упорядочения» [25, с. 13].

Тем не менее, в современной историографии термин «тоталита-

ризм» по отношению к советскому политическому режиму продол-

жает применяться достаточно широко, причем делается это априори,

мимоходом, как общепринятое [26]. На наш взгляд, данная ситуация

вызвана рядом причин.

1. Тоталитарные концепции фактически изначально развивались

в рамках политологии, т. е. тоталитаризм рассматривался как научная

абстракция. Если исследователи не выходили за рамки одной страны,

в крайнем случае, региона, возникали вполне репрезентативные,

адекватные обобщения. Но при сравнении внешне похожих полити-

ческих режимов Германии и СССР академическая стройность рассы-

палась. Оказывалось, что конкретную историческую ситуацию нель-

зя описать абстрактными понятиями, поскольку любое понятие —

это упрощение, а порой и искажение сути многофакторного и непо-

вторимого исторического процесса.

Для характеристики политических процессов, происходивших в

СССР в 1930–40-е гг., требуется не универсальный, а специфичный,

единичный термин. Современный российский исследователь С.Г. Ка-

ра-Мурза предлагает пользоваться термином «советская цивилиза-

ция» [27]. С точки зрения логики он вполне приемлем, хотя, на наш

взгляд, более подходящим и привычным является определение этого

строя как «советский». При таком подходе анализ смещается с кон-

статации той или иной черты к анализу причин ее появления.

2. Западные ученые (вольно или невольно) заложили неприем-

лемые для нас методологические подходы, заключавшиеся в анали-

зе политических процессов с точки зрения западных духовных и

политических ценностей. Итальянский фашизм и немецкий нацизм

воспринимались в виде слома всех демократических институтов. Но

то, что для них стало тектонической катастрофой, для России было

нормой. Политическая норма — это не репрессии, на которых было

сосредоточено внимание советологов, а отсутствие к началу XX в.

демократических традиций и лишь зарождавшееся формирование

демократических институтов. В то время политические и психоло-

гические основы для демократии еще не созрели, давление граж-

данского общества на власть было минимальным, поэтому первая

российская конституция появилась лишь в ходе революции в 1906 г.

Реакция практически всех слоев общества на конституцию

1906 г. оказалась негативной. Для монархистов идея законодательно-

го ограничения власти царя была не просто эмоционально неприем-

лемой. Они полагали, что, во-первых, идеология конституции не со-

ответствует национальным традициям, во-вторых, не понятно с кем

отныне государь будет делить власть. Социалисты же стремились не