О.В. Сулина, Е.А. Жукова
6
к обобщению, анализу, систематизации, прогнозированию, а
также умение анализировать логику рассуждений и высказываний;
выполнять и редактировать изображения и чертежи при подго-
товке конструкторско-технологической документации с использова-
нием методов начертательной геометрии и инженерной графики;
организовать свой труд на научной основе, самостоятельно
оценить результат своей деятельности, владеть навыками самостоя-
тельной работы;
владеть элементами начертательной геометрии и инженерной
графики;
воспринимать математические и профессиональные знания,
умение самостоятельно приобретать и применять их при решении
базовых профессиональных задач.
Анализ научной литературы о содержании и подборе олимпиад-
ных заданий позволил выявить основные критерии их выбора: ори-
гинальность условия и идеи решения, количество вариантов решения
задачи, количество разделов дисциплины, необходимых для решения
задачи, объем алгоритмических действий, время выполнения зада-
ния, «глубина» знаний взаимосвязанных дисциплин и общего пони-
мания междисциплинарной взаимосвязи.
Для анализа, контроля и повышения уровня компетентности сту-
дентов предлагается оптимальное, по мнению авторов, соотношение
количества, сложности, целей и содержания заданий.
1. «Утешительная» стандартная позиционная задача с элементами
определения метрических характеристик геометрических объектов
(линий, поверхностей и др.). Задача должна иметь несколько реше-
ний, среди которых одно оптимальное, с наименьшим количеством
построений и типовых алгоритмов, а также с помощью преобразова-
ния чертежа или несколькими типовыми геометрическими операци-
ями на основе теорем и правил начертательной геометрии, инвари-
антных свойств проецирования. Для решения задачи должны приме-
няться не более трех стандартных алгоритмов. Примерное время
выполнения задания — 15–20 мин. Предполагается, что с задачей мо-
гут справиться все участники олимпиады, что позволит устранить
или уменьшить количество нулевых работ.
2. Комплексная «трудная» задача с оригинальной идеей и реше-
нием. Решение задачи основывается на теоретическом базисе следу-
ющих разделов дисциплины: инвариантные свойства ортогонального
проецирования, точка, прямая, плоскость, взаимное положение пря-
мых и плоскостей, способы преобразования чертежа; включает в себя
как типовые, так и оригинальные алгоритмы действий, причем любой
элемент задачи может быть решен различными способами. Пример-