Совершенствование образовательного процесса в рамках проведения олимпиады…
5
Таким образом, реконструирование и внедрение новых форм
подготовки участников олимпиады по начертательной геометрии,
формирование более четких и актуальных, с точки зрения приобрета-
емых компетенций, критериев подбора олимпиадных заданий явля-
ются в настоящее время актуальными целями и задачами.
Процесс подготовки участников к олимпиаде — один из ключе-
вых аспектов успешной реализации образовательно-инновационной
деятельности. Элементы подготовки необходимо внедрить как в
аудиторный, так и внеаудиторный учебный процесс. Следует учиты-
вать, что аудиторное количество часов на практические занятия по
начертательной геометрии в реализуемой модульно-рейтинговой си-
стеме уровневого образования весьма ограничено. Каждый модуль
включает в себя изучение сразу нескольких разделов дисциплины, и
интенсификация обучения довольно велика, поэтому в подготовку к
олимпиаде входит и самостоятельная работа, организованная препо-
давателем. Он предоставляет студентам интерактивные лекции и ме-
тодические разработки кафедры, в которых приведены алгоритмизи-
рованные наглядные примеры решения задач различной степени
сложности, список рекомендованной электронной литературы сво-
бодного доступа.
В процессе подготовки важно добиться четкости в
знаниях фундаментальных основ дисциплины, а также в умениях ис-
пользовать основные теоремы, правила и свойства начертательной
геометрии при решении типовых задач. Для этого предлагается на
последних практических занятиях проводить итоговые семинары для
обобщения и систематизации способов и приемов решения задач как
по различным разделам, так и комплексных задач, путем расчленения
их на основные типовые части.
Для самостоятельной проработки и
решения студентам предоставляются специально подобранные «пар-
ные» (однотипные) задачи, первая из которых решена: подробно опи-
саны алгоритм и ход решения, вторая имеет только графическое ре-
шение, третью необходимо решить самостоятельно. Также даются
оригинальные задачи с «идеей» решения и условия задач для само-
стоятельного решения. После самостоятельной проработки предлага-
ется провести семинар и индивидуальные консультации для анализа
наиболее сложных задач олимпиад прошлых лет и разбора типичных
ошибок, а также обсуждения вариативности решений и оригиналь-
ных неизвестных решений задач.
В результате анализа компетенций, приобретаемых в процессе
изучения дисциплины «Начертательная геометрия» [9], были выяв-
лены первостепенно значимые, которые могут быть получены в про-
цессе подготовки и участия в олимпиаде по начертательной геомет-
рии. Ими являются способности: