О.В. Сулина, Е.А. Жукова
2
На кафедре «Инженерная графика» в Калужском филиале МГТУ
им. Н.Э. Баумана уже более 10 лет ежегодно проводится олимпиада
по начертательной геометрии. В последние годы наблюдается общее
снижение качества и результатов олимпиадных работ. Студенты не
пытаются применить нестандартные методы решения задач, не про-
являют свой творческий потенциал, стараясь обойтись стандартными
способами решения. Оценка олимпиадной работы сводится к опреде-
лению теоретических и практических знаний студентов в рамках
учебной программы, а не дает оценку самобытности мысли и нестан-
дартности рассуждений. Поэтому процесс подготовки к олимпиаде,
подбора заданий и проверки олимпиадных работ необходимо усо-
вершенствовать и рационализировать в контексте современных усло-
вий образовательного процесса.
Целью нашего исследования является совершенствование учебного
процесса по дисциплине «Начертательная геометрия» в рамках подго-
товки и проведения олимпиады как формы промежуточного контроля.
Была изучена учебно-методическая, педагогическая и научно-
техническая литература [1–6], проведены статистический анализ
олимпиадных работ за последние 6 лет, анализ путей подготовки
студентов к участию в олимпиаде по начертательной геометрии, уст-
ные опросы студентов. Поставлены задачи: разработать новые фор-
мы подготовки студентов к участию в олимпиаде по начертательной
геометрии, составить критерии создания олимпиадных задач, соот-
ветствующих предъявляемым компетенциями, разработать систему
оценки конкурсных работ жюри.
Олимпиада в вузе является соревнованием студентов в творче-
ском применении знаний и умений по дисциплине и в профессио-
нальной подготовленности будущих специалистов. Анализ научно-
педагогической литературы по тематике образовательного процесса в
высшей школе [7, 8] выявил основные функции и роль олимпиад по
общепрофессиональным дисциплинам. Олимпиада в вузах как вид
неформального образования является «кластером» для формирования
творческих профессиональных и общекультурных компетенций, со-
здает соревновательно-конфликтную ситуацию, требующую само-
стоятельного нестандартного решения поставленных задачи в усло-
виях ограниченного времени.
В последние годы количество студентов, участвовавших в олим-
пиаде, сократилось с 11,29 % (от общего потока студентов, изучаю-
щих начертательную геометрию) в 2009 г. до 7,47 % в 2014 г. Со-
гласно опросу студентов, нежелание участвовать в олимпиаде моти-
вируется неуверенностью в положительном результате — 45 %,
малопривлекательной системой премирования — 10 %, отсутствием
свободного времени — 7 %.