Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

О.В. Сулина, Е.А. Жукова

2

На кафедре «Инженерная графика» в Калужском филиале МГТУ

им. Н.Э. Баумана уже более 10 лет ежегодно проводится олимпиада

по начертательной геометрии. В последние годы наблюдается общее

снижение качества и результатов олимпиадных работ. Студенты не

пытаются применить нестандартные методы решения задач, не про-

являют свой творческий потенциал, стараясь обойтись стандартными

способами решения. Оценка олимпиадной работы сводится к опреде-

лению теоретических и практических знаний студентов в рамках

учебной программы, а не дает оценку самобытности мысли и нестан-

дартности рассуждений. Поэтому процесс подготовки к олимпиаде,

подбора заданий и проверки олимпиадных работ необходимо усо-

вершенствовать и рационализировать в контексте современных усло-

вий образовательного процесса.

Целью нашего исследования является совершенствование учебного

процесса по дисциплине «Начертательная геометрия» в рамках подго-

товки и проведения олимпиады как формы промежуточного контроля.

Была изучена учебно-методическая, педагогическая и научно-

техническая литература [1–6], проведены статистический анализ

олимпиадных работ за последние 6 лет, анализ путей подготовки

студентов к участию в олимпиаде по начертательной геометрии, уст-

ные опросы студентов. Поставлены задачи: разработать новые фор-

мы подготовки студентов к участию в олимпиаде по начертательной

геометрии, составить критерии создания олимпиадных задач, соот-

ветствующих предъявляемым компетенциями, разработать систему

оценки конкурсных работ жюри.

Олимпиада в вузе является соревнованием студентов в творче-

ском применении знаний и умений по дисциплине и в профессио-

нальной подготовленности будущих специалистов. Анализ научно-

педагогической литературы по тематике образовательного процесса в

высшей школе [7, 8] выявил основные функции и роль олимпиад по

общепрофессиональным дисциплинам. Олимпиада в вузах как вид

неформального образования является «кластером» для формирования

творческих профессиональных и общекультурных компетенций, со-

здает соревновательно-конфликтную ситуацию, требующую само-

стоятельного нестандартного решения поставленных задачи в усло-

виях ограниченного времени.

В последние годы количество студентов, участвовавших в олим-

пиаде, сократилось с 11,29 % (от общего потока студентов, изучаю-

щих начертательную геометрию) в 2009 г. до 7,47 % в 2014 г. Со-

гласно опросу студентов, нежелание участвовать в олимпиаде моти-

вируется неуверенностью в положительном результате — 45 %,

малопривлекательной системой премирования — 10 %, отсутствием

свободного времени — 7 %.