1
УДК 378.14; 514.18
Совершенствование образовательного процесса
в рамках проведения олимпиады
по начертательной геометрии
© О.В. Сулина, Е.А. Жукова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
В настоящее время в связи с введением уровневого образования и уменьшения
количества академических часов на изучение начертательной геометрии возникла
необходимость введения новых форм повышения уровня знаний, умений и навыков
студентов и раскрытия их творческого потенциала при решении практико-
ориентированных задач. Одной из таких преференциальных форм является
дисциплинарная олимпиада. Целью исследования является совершенствование
учебного процесса по дисциплине «Начертательная геометрия» в рамках
подготовки и проведения олимпиады. В статье представлены статистический
анализ олимпиадных работ, анализ путей подготовки студентов к участию в
олимпиаде по начертательной геометрии. В результате исследования выявлена
тенденция общего уменьшения решаемости задач, спад общего интеллек-
туального уровня развития и подготовленности обучающихся. Разработана
форма подготовки к олимпиаде, содержащая инновационные методы аудиторной
подготовки и организации самостоятельной работы участников. В рамках
реализации компетентностного подхода сформированы критерии создания
олимпиадных заданий. Разработаны олимпиадные задания, состоящие из четырех
задач: стандартная позиционная задача с элементами метрической, две комп-
лексные и практико-ориентированная. Разработана развернутая 100-балльная
система оценки конкурсных работ.
Ключевые слова:
начертательная геометрия, олимпиада, практико-ориенти-
рованная задача, комплексная задача, компетенция.
Начертательная геометрия является общепрофессиональной дис-
циплиной в технических вузах, которая закладывает «фундамент»
для инженерного образования и является основой для выполнения
расчетно-графических работ. В связи с введением уровневого обра-
зования в Калужском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана уменьшилось
количество академических часов на изучение общепрофессиональ-
ных дисциплин, поэтому актуальной является проблема интенсифи-
кации обучения и введения новых форм повышения уровня знаний,
умений и навыков студентов и раскрытия их творческого потенциала
в решении конструкторских и технологических задач. Одной из та-
ких форм является дисциплинарная олимпиада, позволяющая эффек-
тивно использовать интеллектуальный потенциал одаренной моло-
дежи, создающая
комфортную образовательно-исследовательскую
инновационную среду для поддержки талантливых студентов.