К вопросу о формировании остаточных знаний…
7
Университет должен активно участвовать в формировании качествен-
ных и устойчивых остаточных знаний, осуществляя анализ требований
работодателей или профессиограммы специальности (направления под-
готовки); проводить регулярный целевой анализ учебного плана с по-
следующим отбором дисциплин, при изучении которых формируются
остаточные знания по конкретному направлению подготовки или спе-
циальности; организовывать учебно-методическое сопровождение (вы-
бор технологий и методов обучения) образовательного процесса. Во-
вторых, контроль остаточных знаний необходимо проводить централи-
зованно (единовременно тестировать всех студентов), систематически
(один раз в учебном семестре) и дифференцированно. Дифференциация
осуществляется по следующим показателям: уровень сложности тесто-
вых заданий, содержание и число профессионально ориентированных
заданий.
Наряду с рассмотренными проблемами, на наш взгляд, следует
рассмотреть вопрос отсроченности контроля остаточных знаний.
Важным является их сохранность в период профессиональной дея-
тельности выпускника вуза. Может возникать также необходимость
учета изменений в производственных технологиях, что неизбежно
повлечет за собой коррекцию содержания остаточных знаний. В ме-
тодическом плане интересен будет акцент на психологических осо-
бенностях, связанных с усвоением, использованием и забыванием
информации обучающихся в период обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Образовательный стандарт высшего профессионального образования
МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению подготовки 150700 «Машино-
строение»
. URL:
http://hoster.bmstu.ru/~mo/program_own_list_2013.html(дата обращения 12.10.2014).
[2]
Национальная педагогическая энциклопедия
. URL:
http://didacts.ru(дата об-
ращения 12.10.2014).
[3]
Learning Outcomes
. URL:
http://web.worldbank.org(дата обращения
12.10.2014).
[4]
Берденникова Н. Г., Меденцев В.И.
Организационно-методическое обеспе-
чение учебного процесса в вузе
. СПб., БАТиП, 2006, с. 82. URL:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-411916.html(дата обращения 10.10.2014).
[5]
Коломийцев Ю.Н. Педагогические тесты как инструмент измерения оценки
знаний студентов и качества обучения.
Сборник научных трудов Sworld
, 2012,
т. 12, № 1, с. 3–5. URL:
http://science.samgtu.ru/sites /science.samgtu.ru/files/No.1(17)%202012.doc (дата обращения 16.11.2014).
[6] Воронов М.В., Слива А.В., Фокина В.Н. К вопросу обеспечения объектив-
ности результатов контроля остаточных знаний студентов методом те-
стирования.
Право и образование
, 2005, № 2, с. 121
−
127. URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=9228493 (дата обращения 10.10.2014).
Статья поступила в редакцию 28.11.2014