А.Р. Крицкая, Ю.С. Белов
2
проблем повышения качества и эффективности основных процессов
обучения и контроля. Эти процессы взаимосвязаны, многокомпо-
нентны сами по себе и недостаточная проработка одного из компо-
нентов неизбежно влечет снижение качественных показателей ос-
новных процессов. Разработаны и успешно применяются на практике
традиционные психолого-педагогические технологии и методы фор-
мирования знаний, умений и навыков (деятельностные, личност-
ноориентированные, интерактивные и т. д.), а также виды и формы
их контроля (входной, текущий, итоговый, в форме коллоквиумов,
курсовых работ, экзамена и т. д.). В настоящей работе речь идет об
остаточных знаниях как подсистеме в общей системе контроля зна-
ний и проблемах, связанных с их формированием и контролем.
Приведем определения остаточных знаний: «Остаточные
знания
(learning outcomes) — знания, умения и навыки, которые сохранились у
учащегося после успешного завершения изучения всей программы
обучения» [2]. Кроме того, «выявление остаточных знаний — это
определение особых знаний, навыков или умений, которые студент
должен проявить после определенного периода обучения» [3]. Таким
образом, с одной стороны, остаточные знания — это то, что осталось
в памяти обучающегося по окончании изучения дисциплины (про-
фессионального модуля) в целом по прошествии времени и после за-
вершения всего процесса обучения, так называемое послевузовское
сопровождение. Остаточные знания — это та часть изученного мате-
риала, которая довольно долго остается в памяти (годы и даже десят-
ки лет) и является необходимым минимумом для осуществления
профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессио-
нальных обязанностей остаточные знания (послевузовское сопро-
вождение), исходя из потребностей в них, могут углубляться, расши-
ряться, превосходя по глубине первоначальные знания, или утрачи-
ваться полностью. Но тогда и проверять их эффективность
целесообразно спустя длительный промежуток времени, когда вы-
пускник уже работает по специальности
.
В то же время (согласно п. 8
ОСУ МГТУ им. Н.Э. Баумана) контроль остаточных знаний необхо-
димо осуществлять во время освоения студентом образовательной
программы. Следовательно, под остаточными знаниями будем пони-
мать часть изученного материала дисциплины (профессионального
модуля), которая является обеспечивающей для другой (других) дис-
циплин учебного плана. Остаточные знания раскрывают внешнее со-
держание междисциплинарных связей образовательной программы.
В свою очередь, по внутреннему содержанию остаточные знания би-
нарные и включают в себя базовый компонент — общие для всех
специальностей и направлений подготовки дидактические единицы
(понятия, законы, процессы и т. п.) и профессионально ориентиро-
ванный компонент — специфические понятия, законы, процессы, ис-