1
УДК 378.146
К вопросу о формировании остаточных знаний
и педагогических измерительных материалов
для их контроля в техническом университете
© А.Р. Крицкая, Ю.С. Белов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
Рассмотрены некоторые проблемы, сопровождающие процесс формирования и
контроля остаточных знаний в техническом университете. К ним относятся
проблемы отбора содержания остаточных знаний, методического сопровожде-
ния процесса их формирования, а также дифференциации и достоверности кон-
трольно-измерительных материалов. Решение заявленных проблем возможно, если
рассматривать остаточные знания как содержание междисциплинарных связей
(профессиональными модулями) одного или разных циклов. Это, в свою очередь,
позволит выделить в структуре остаточных знаний два компонента – базовый и
профессионально ориентированный. В последнем компоненте учитывается спе-
цифика учебного плана конкретной специальности (направления подготовки).
Имеет большое значение организационное и методическое сопровождение процес-
са формирования и контроля остаточных знаний со стороны вуза: обоснованный
выбор технологий и методов обучения, периодичность и формы проведения проце-
дуры контроля, специфические педагогические приемы, направленные на поддер-
жание устойчивости формируемых остаточных знаний.
Ключевые слова:
остаточные знания, междисциплинарные связи, бинарные
остаточные знания, контрольно-измерительные материалы, устойчивость
остаточных знаний.
Современные образовательные стандарты третьего поколения
(ФГОС3), в частности образовательный стандарт высшего професси-
онального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана (ОСУ МГТУ
им. Н.Э. Баумана), предоставляют гарантии по обеспечению качества
подготовки, в том числе: в случае участия в процедурах обществен-
ной аккредитации вузов и профессиональной общественной аккреди-
тации основных образовательных программ в отраслевых аккредита-
ционных структурах работодателей и международных аккредитаци-
онных институтах; при регулярном проведении самообследования по
согласованным критериям для оценки деятельности с привлечением
представителей работодателей и профессионального экспертного со-
общества; в случае информирования общественности о результатах
своей деятельности [1]. Речь идет о профессиональных знаниях, уме-
ниях, навыках и компетенциях, которые гарантируются при обучении
в вузе. Собственно говоря, при таком подходе должно также гаран-
тироваться и качество предоставления образовательных услуг. Обес-
печивать такие гарантии необходимо в ходе комплексного решения