Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

А.Р. Крицкая, Ю.С. Белов

6

учетом принадлежности последней к определенному циклу дисци-

плин конкретного учебного плана; востребованности дисциплины в

процессе формирования профессионально-ориентированной части

остаточных знаний; количества часов, отведенных на изучение дан-

ной дисциплины для студентов конкретной специальности в кон-

кретном вузе; структуры часов, отведенных на изучение дисциплины,

в частности наличие или отсутствие практических и лабораторных

занятий, контрольных и курсовых работ по данной дисциплине; вре-

мени, отведенного на тест (1 акад. ч), и числа вопросов теста (как

правило, от 18 до 30); времени ответа на один вопрос тестового зада-

ния (у студента должно уходить не более 2

5 мин). Решение этой

проблемы возможно за счет принятия в вузе единых требований к

сложности тестовых заданий, дифференциальных характеристик

уровня сложности и унификации процедуры тестирования.

Из проблем, возникающих на практике при централизованном те-

стировании остаточных знаний и снижающих его достоверность,

можно отметить следующие. Во-первых, опечатки (ошибки) в КИМ

тестирования. Практика показывает, что их процент достаточно вы-

сок и, следовательно, задания оцениваются как неверно решенные.

Во-вторых, очевидно, что любой тест должен соответствовать обра-

зовательному стандарту по данной дисциплине. Это условие необхо-

димое, но недостаточное. Известно, что в рамках одного образова-

тельного стандарта для одной и той же дисциплины, но для разных

специальностей и направлений подготовки лекционный и другой ма-

териал дифференцируется, что повышает качество обучения. Это от-

ражено в учебно-методическом комплексе, который составляют для

каждой дисциплины по специальности и направлению подготовки.

Иногда при организации образовательного процесса лекционные за-

нятия разных учебных групп объединяют в потоки и дифференциа-

ция учебного материала по разным специальностям и направлениям

подготовки становится невозможной. Избежать этих проблем можно,

если дифференцировать отбор содержания остаточных знаний для

конкретного направления подготовки и специальности, учитывая

требования образовательного стандарта.

В рассматриваемой работе мы затронули лишь ряд проблем, свя-

занных с формированием и контролем остаточных знаний обучаю-

щихся в техническом вузе. Подводя итоги, отметим главное. Во-

первых, формирование остаточных знаний в вузе представляет собой

подсистему формирования знаний, умений, навыков и компетенций

обучающихся в рамках освоения основной образовательной про-

граммы. Остаточные знания призваны раскрывать содержание меж-

дисциплинарных связей как внутри цикла дисциплин и профессиональ-

ных модулей (горизонтальные связи), так и между дисциплинами раз-

ных циклов и профессиональных модулей (вертикальные связи).