А.Р. Крицкая, Ю.С. Белов
6
учетом принадлежности последней к определенному циклу дисци-
плин конкретного учебного плана; востребованности дисциплины в
процессе формирования профессионально-ориентированной части
остаточных знаний; количества часов, отведенных на изучение дан-
ной дисциплины для студентов конкретной специальности в кон-
кретном вузе; структуры часов, отведенных на изучение дисциплины,
в частности наличие или отсутствие практических и лабораторных
занятий, контрольных и курсовых работ по данной дисциплине; вре-
мени, отведенного на тест (1 акад. ч), и числа вопросов теста (как
правило, от 18 до 30); времени ответа на один вопрос тестового зада-
ния (у студента должно уходить не более 2
−
5 мин). Решение этой
проблемы возможно за счет принятия в вузе единых требований к
сложности тестовых заданий, дифференциальных характеристик
уровня сложности и унификации процедуры тестирования.
Из проблем, возникающих на практике при централизованном те-
стировании остаточных знаний и снижающих его достоверность,
можно отметить следующие. Во-первых, опечатки (ошибки) в КИМ
тестирования. Практика показывает, что их процент достаточно вы-
сок и, следовательно, задания оцениваются как неверно решенные.
Во-вторых, очевидно, что любой тест должен соответствовать обра-
зовательному стандарту по данной дисциплине. Это условие необхо-
димое, но недостаточное. Известно, что в рамках одного образова-
тельного стандарта для одной и той же дисциплины, но для разных
специальностей и направлений подготовки лекционный и другой ма-
териал дифференцируется, что повышает качество обучения. Это от-
ражено в учебно-методическом комплексе, который составляют для
каждой дисциплины по специальности и направлению подготовки.
Иногда при организации образовательного процесса лекционные за-
нятия разных учебных групп объединяют в потоки и дифференциа-
ция учебного материала по разным специальностям и направлениям
подготовки становится невозможной. Избежать этих проблем можно,
если дифференцировать отбор содержания остаточных знаний для
конкретного направления подготовки и специальности, учитывая
требования образовательного стандарта.
В рассматриваемой работе мы затронули лишь ряд проблем, свя-
занных с формированием и контролем остаточных знаний обучаю-
щихся в техническом вузе. Подводя итоги, отметим главное. Во-
первых, формирование остаточных знаний в вузе представляет собой
подсистему формирования знаний, умений, навыков и компетенций
обучающихся в рамках освоения основной образовательной про-
граммы. Остаточные знания призваны раскрывать содержание меж-
дисциплинарных связей как внутри цикла дисциплин и профессиональ-
ных модулей (горизонтальные связи), так и между дисциплинами раз-
ных циклов и профессиональных модулей (вертикальные связи).