А.Р. Крицкая, Ю.С. Белов
4
ние сверху вниз). Горизонтальные связи обеспечивают формирование
остаточных знаний при изучении дисциплин одного курса, одного
цикла. Важно, что в формировании остаточных знаний активно
участвует университет, выделяя профессионально ориентированный
компонент в соответствии с требованиями работодателей, осуществ-
ляя обоснованный выбор дисциплин для контроля остаточных зна-
ний и отбор содержания КИМ.
Необходимо выделить такой важный, на наш взгляд, аспект успеш-
ного, продуктивного формирования остаточных знаний, как взаимодей-
ствие вуза с работодателями. Работодатель четко знает, с учетом специ-
фики конкретного производства, какие знания, умения, навыки и ком-
петенции необходимы выпускнику для быстрого включения в тот
или иной вид деятельности на предприятии, а также то, что нужно
актуализировать из всего запаса знаний и умений, с которыми моло-
дой специалист вышел из стен вуза. Это так называемая профессио-
грамма специалиста, куда и входят остаточные знания.
Субъективная сторона проблемы формирования остаточных зна-
ний обучающихся в техническом вузе охватывает вопросы психо-
лого-педагогического и организационного взаимодействия обучаю-
щихся и преподавателей. Такой широкий круг вопросов обусловлен в
свою очередь проблемой выбора технологий и методов обучения,
включая и процесс формирования остаточных знаний. Исследователи
выделяют четыре вида информации, получаемой при обучении [4]:
1)
информация, подлежащая запоминанию и усвоению надолго
(остаточные знания) — активный запас знаний в последующей про-
фессиональной деятельности и жизни вообще;
2)
неизбежно забываемая, но оставляющая следы в запасниках
сознания и легко восстанавливаемая в случае необходимости — пас-
сивный запас знаний, являющийся в определенной степени резервом
активного запаса;
3)
запоминаемая на короткое время и необходимая для усвоения
других материалов дисциплин (вспомогательные знания);
4)
выполняющая те же функции, что и предыдущая, но по от-
ношению к материалам других дисциплин.
Для создания прочного запаса базовых и остаточных знаний
необходимо использовать широкий спектр активных, интерактивных,
деятельностных технологий и методов обучения, а также уделять
большое внимание организации рациональной самостоятельной ра-
боты студентов. В структуру используемых технологий и методов
обучения вводят педагогические приемы, направленные на сохране-
ние и поддержание устойчивости формируемых и сформированных
ранее остаточных знаний: решение комплексных задач, затрагива-
ющих широкие междисциплинарные связи (горизонтальные и (или)
вертикальные); актуализация остаточных знаний при входном кон-