Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

А.Р. Крицкая, Ю.С. Белов

4

ние сверху вниз). Горизонтальные связи обеспечивают формирование

остаточных знаний при изучении дисциплин одного курса, одного

цикла. Важно, что в формировании остаточных знаний активно

участвует университет, выделяя профессионально ориентированный

компонент в соответствии с требованиями работодателей, осуществ-

ляя обоснованный выбор дисциплин для контроля остаточных зна-

ний и отбор содержания КИМ.

Необходимо выделить такой важный, на наш взгляд, аспект успеш-

ного, продуктивного формирования остаточных знаний, как взаимодей-

ствие вуза с работодателями. Работодатель четко знает, с учетом специ-

фики конкретного производства, какие знания, умения, навыки и ком-

петенции необходимы выпускнику для быстрого включения в тот

или иной вид деятельности на предприятии, а также то, что нужно

актуализировать из всего запаса знаний и умений, с которыми моло-

дой специалист вышел из стен вуза. Это так называемая профессио-

грамма специалиста, куда и входят остаточные знания.

Субъективная сторона проблемы формирования остаточных зна-

ний обучающихся в техническом вузе охватывает вопросы психо-

лого-педагогического и организационного взаимодействия обучаю-

щихся и преподавателей. Такой широкий круг вопросов обусловлен в

свою очередь проблемой выбора технологий и методов обучения,

включая и процесс формирования остаточных знаний. Исследователи

выделяют четыре вида информации, получаемой при обучении [4]:

1)

информация, подлежащая запоминанию и усвоению надолго

(остаточные знания) — активный запас знаний в последующей про-

фессиональной деятельности и жизни вообще;

2)

неизбежно забываемая, но оставляющая следы в запасниках

сознания и легко восстанавливаемая в случае необходимости — пас-

сивный запас знаний, являющийся в определенной степени резервом

активного запаса;

3)

запоминаемая на короткое время и необходимая для усвоения

других материалов дисциплин (вспомогательные знания);

4)

выполняющая те же функции, что и предыдущая, но по от-

ношению к материалам других дисциплин.

Для создания прочного запаса базовых и остаточных знаний

необходимо использовать широкий спектр активных, интерактивных,

деятельностных технологий и методов обучения, а также уделять

большое внимание организации рациональной самостоятельной ра-

боты студентов. В структуру используемых технологий и методов

обучения вводят педагогические приемы, направленные на сохране-

ние и поддержание устойчивости формируемых и сформированных

ранее остаточных знаний: решение комплексных задач, затрагива-

ющих широкие междисциплинарные связи (горизонтальные и (или)

вертикальные); актуализация остаточных знаний при входном кон-