Формирование социальной ответственности студента в рамках инженерных…
5
• способность идентифицировать, формулировать и решать ин-
женерные задачи;
• понимание профессиональной, социальной ответственности;
• способность эффективно общаться на широкие темы, выходя-
щие за пределы технического знания для понимания влияния инже-
нерных решений в глобальном, экономическом, экологическом и со-
циальном контекстах;
• понимание непрерывности самообразования в течение всей
жизни;
• знание современных проблем;
• способность использовать методы, навыки и современные ин-
женерные инструменты, необходимые в работе.
Таким образом, чтобы соответствовать международным стан-
дартам аккредитации инженерных программ, в техническом вузе
должны прививаться и реализовываться такие навыки, как понима-
ние профессиональной, социальной ответственности; способность
эффективно общаться на широкие темы, выходящие за пределы
технического знания, для понимания влияния инженерных решений
в глобальном, экономическом, экологическом и социальном контек-
сте; понимание непрерывности самообразования в течение всей
жизни и знание современных проблем. Все эти задачи решает гума-
нитарный блок дисциплин. В рамках занятий по гуманитарным
предметам будущие инженеры проходят кейсы, основанные на ре-
шении проблем по профессиональной и социальной ответственно-
сти инженера. Возможность высказаться на семинарских занятиях
по современным проблемам науки и техники формирует познава-
тельную активность студентов. Будущий инженер должен иметь
возможность для коммуникации внутри своей группы и с препода-
вателем по вопросам, выпадающим из технической сферы, чтобы
расширить понимание глобальных процессов, которые происходят в
мире.
Лекционный материал по фундаментальным проблемам челове-
ческой жизни расширяет кругозор и формирует культуру будущего
специалиста. Посредством внедрения курсов по инженерной этике в
техническом вузе генерируется модель социально ответственного
специалиста международного уровня.
Таким образом, чтобы соответствовать вызовам современного
мира, инженер должен обладать не только знаниями, компетенциями,
но и творческим мышлением, которое, в свою очередь, развивают со-
циогуманитарные дисциплины. Современные тенденции развития
общества и образования и переход от механической модели органи-
зации к органической, где важна личность специалиста и его способ-
ность к коммуникации, формируют потребность в инженерах нового
типа.