Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

А.А. Попова

2

входит в область его компетенции. В конце концов, работа инжене-

ра… состоит в том, чтобы совершенствовать производственные

процессы, и не его дело рассматривать их разветвленные социаль-

ные последствия. Профессиональный кодекс фокусирует внимание

инженеров на первых звеньях в цепи последствий технологического

нововведения и отвлекает их внимание как специалистов и как

граждан от последующих звеньев этой цепи» [1, с. 790–791].

Однако современный инжиниринг включает в поле своей деятель-

ности и социальную сферу, поэтому так важно сегодня понимание со-

циальной ответственности каждого специалиста, претендующего на

должность в инженерной компании. Социальная ответственность

должна быть стандартом качества взаимодействия с социальной сре-

дой: «Необходимость социальной ответственности в настоящее время

признана всеми организациями, независимо от их размера, месторас-

положения и организационно-правовой формы. Любая организация

должна вносить вклад в устойчивое развитие общества: экономиче-

ский, социальный и экологический, которые взаимосвязаны и являют-

ся ожиданиями общества относительно функционирования организа-

ции» [2].

Для комплексной оценки компетенций выпускников после окон-

чания учебного заведения во многих развитых странах мира разрабо-

таны системы профессиональной регистрации. Эти системы позво-

ляют регистрировать и перерегистрировать выпускников, соответ-

ствующих заранее определенному набору критериев. Основным

назначением процедуры регистрации является оценка уровня компе-

тенций выпускника инженерного вуза. И если этот уровень соответ-

ствует установленным стандартам системы регистрации, сведения о

специалисте вносятся в специальной реестр, о чем свидетельствует

подтверждающий сертификат. Регистрация профессиональных ин-

женеров, как правило, осуществляется независимыми, неправитель-

ственными общественно-профессиональными организациями (ABET

в США, ECUK в Великобритании, JABEE в Японии и др.). Процеду-

ры сертификации, регистрации и перерегистрации проходят, как пра-

вило, в виде экзамена, выявляющего компетенции специалиста, кото-

рые необходимы для осуществления самостоятельной практической

инженерной деятельности. Знания, умения и навыки молодого специа-

листа должны соотноситься с минимально необходимым уровнем

компетенций, согласованным с требованиями Международного инже-

нерного альянса и изложенным в «Атрибутах выпускников и профес-

сиональных компетенциях». Наличие этих требований вынуждает ин-

женера постоянно повышать уровень собственных компетенций, свою

квалификацию.

Стандартом Инженера АТЭС предусмотрены следующие универ-

сальные и профессиональные компетенции, согласованные с требо-