А.А. Попова
2
входит в область его компетенции. В конце концов, работа инжене-
ра… состоит в том, чтобы совершенствовать производственные
процессы, и не его дело рассматривать их разветвленные социаль-
ные последствия. Профессиональный кодекс фокусирует внимание
инженеров на первых звеньях в цепи последствий технологического
нововведения и отвлекает их внимание как специалистов и как
граждан от последующих звеньев этой цепи» [1, с. 790–791].
Однако современный инжиниринг включает в поле своей деятель-
ности и социальную сферу, поэтому так важно сегодня понимание со-
циальной ответственности каждого специалиста, претендующего на
должность в инженерной компании. Социальная ответственность
должна быть стандартом качества взаимодействия с социальной сре-
дой: «Необходимость социальной ответственности в настоящее время
признана всеми организациями, независимо от их размера, месторас-
положения и организационно-правовой формы. Любая организация
должна вносить вклад в устойчивое развитие общества: экономиче-
ский, социальный и экологический, которые взаимосвязаны и являют-
ся ожиданиями общества относительно функционирования организа-
ции» [2].
Для комплексной оценки компетенций выпускников после окон-
чания учебного заведения во многих развитых странах мира разрабо-
таны системы профессиональной регистрации. Эти системы позво-
ляют регистрировать и перерегистрировать выпускников, соответ-
ствующих заранее определенному набору критериев. Основным
назначением процедуры регистрации является оценка уровня компе-
тенций выпускника инженерного вуза. И если этот уровень соответ-
ствует установленным стандартам системы регистрации, сведения о
специалисте вносятся в специальной реестр, о чем свидетельствует
подтверждающий сертификат. Регистрация профессиональных ин-
женеров, как правило, осуществляется независимыми, неправитель-
ственными общественно-профессиональными организациями (ABET
в США, ECUK в Великобритании, JABEE в Японии и др.). Процеду-
ры сертификации, регистрации и перерегистрации проходят, как пра-
вило, в виде экзамена, выявляющего компетенции специалиста, кото-
рые необходимы для осуществления самостоятельной практической
инженерной деятельности. Знания, умения и навыки молодого специа-
листа должны соотноситься с минимально необходимым уровнем
компетенций, согласованным с требованиями Международного инже-
нерного альянса и изложенным в «Атрибутах выпускников и профес-
сиональных компетенциях». Наличие этих требований вынуждает ин-
женера постоянно повышать уровень собственных компетенций, свою
квалификацию.
Стандартом Инженера АТЭС предусмотрены следующие универ-
сальные и профессиональные компетенции, согласованные с требо-