Формирование социальной ответственности студента в рамках инженерных…
1
УДК 378.4
Формирование социальной ответственности студента
в рамках инженерных программ
технических университетов
© А.А. Попова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В данной статье рассмотрена проблема формирования социальной ответствен-
ности и ее место в социокультурных компетенциях будущих инженеров. Особое
внимание уделяется месту и роли социальной ответственности в инженерных
программах российских и зарубежных вузов и системах профессиональной реги-
страции выпускников технических университетов. Предложены пути формирова-
ния социальной ответственности как компетенции с помощью гуманитарных
дисциплин.
Ключевые слова:
социальная ответственность, компетенция, инженерные про-
граммы, стандарты, обучение, гуманитарные науки.
Приобретение любого познания всегда полезно
для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть
бесполезное и сохранить хорошее.
Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни нена-
видеть, если сначала ее не познать.
Леонардо да Винчи
В начале третьего тысячелетия проблема влияния технического
прогресса на общество особенно остро встала перед философами,
социологами, инженерами. Индустриальная европейская цивилиза-
ция уже к 70-м годам XX века практически решила бытовые задачи,
что позволило обратиться к более высоким запросам человечества.
Важно отметить, что значение гуманитаризации технической дея-
тельности — это не только повышение культурного уровня будуще-
го инженера, а глобальный процесс гуманизации всей профессио-
нальной инженерной деятельности, результаты которой влияют на
здоровье и образ жизни людей. Особенно это актуально в связи с
функционированием в России свыше 2,5 тысяч химически опасных
объектов, более 1,5 тысяч радиационно-опасных, около 8 тысяч
взрывоопасных и более 30 тысяч гидротехнических сооружений.
Конечно, вопросы социальной ответственности инженерной дея-
тельности до сих пор не имеют устойчивых критериев, ведь еще
Р. Мертон писал, что: «Во многих кругах считалось абсурдом, будто
инженера следует считать ответственным за социальные и психоло-
гические последствия технологии, ибо совершенно ясно, что это не