Background Image
 1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

Формирование социальной ответственности студента в рамках инженерных…

1

УДК 378.4

Формирование социальной ответственности студента

в рамках инженерных программ

технических университетов

© А.А. Попова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В данной статье рассмотрена проблема формирования социальной ответствен-

ности и ее место в социокультурных компетенциях будущих инженеров. Особое

внимание уделяется месту и роли социальной ответственности в инженерных

программах российских и зарубежных вузов и системах профессиональной реги-

страции выпускников технических университетов. Предложены пути формирова-

ния социальной ответственности как компетенции с помощью гуманитарных

дисциплин.

Ключевые слова:

социальная ответственность, компетенция, инженерные про-

граммы, стандарты, обучение, гуманитарные науки.

Приобретение любого познания всегда полезно

для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть

бесполезное и сохранить хорошее.

Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни нена-

видеть, если сначала ее не познать.

Леонардо да Винчи

В начале третьего тысячелетия проблема влияния технического

прогресса на общество особенно остро встала перед философами,

социологами, инженерами. Индустриальная европейская цивилиза-

ция уже к 70-м годам XX века практически решила бытовые задачи,

что позволило обратиться к более высоким запросам человечества.

Важно отметить, что значение гуманитаризации технической дея-

тельности — это не только повышение культурного уровня будуще-

го инженера, а глобальный процесс гуманизации всей профессио-

нальной инженерной деятельности, результаты которой влияют на

здоровье и образ жизни людей. Особенно это актуально в связи с

функционированием в России свыше 2,5 тысяч химически опасных

объектов, более 1,5 тысяч радиационно-опасных, около 8 тысяч

взрывоопасных и более 30 тысяч гидротехнических сооружений.

Конечно, вопросы социальной ответственности инженерной дея-

тельности до сих пор не имеют устойчивых критериев, ведь еще

Р. Мертон писал, что: «Во многих кругах считалось абсурдом, будто

инженера следует считать ответственным за социальные и психоло-

гические последствия технологии, ибо совершенно ясно, что это не