Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

А.А. Попова

4

Как видно из пункта 6, социальная ответственность за социальные,

культурные и экологические последствия комплексной инженерной

деятельности выступает одной из важных компетенций специа-

листа.

Стоить отметить, что в требованиях к компетенциям инженера,

по версии международной организации Engineers Mobility Forum

(EMF), социальная ответственность заявлена как одна из важных

компетенций. Так же в документах Европейской федерации нацио-

нальных инженерных организаций (Federation Europeenne d'Associa-

tions Nationales d'Ingenieurs, FEANI), представляющей интересы ин-

женерной профессии в Европе более чем 80 национальных инженер-

ных ассоциаций из 27 европейских стран, Комиссии европейских

сообществ (Commission of the European Communities, 2005), итого-

вая (оцениваемая) компетенция включает когнитивный, функцио-

нальный, личностный и этический аспекты. Таким образом, компе-

тентностный подход не только формулирует результаты образова-

ния в терминах знаний-умений-навыков, но также определяет

уровень готовности ученика, его способность осуществлять профес-

сиональную деятельность. От инженера, в частности, требуется

проектирование и решение сложных технических задач, разработка

систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют задан-

ным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и без-

опасности жизнедеятельности, культуры, социума и экологии. Со-

ответственно, система инженерного образования должна прививать

идеи социальной ответственности в рамках своей гуманитарной со-

ставляющей. В США «Совет по аккредитации в области техники и

технологий» (Accreditation Board for Engineering and Technology)

является наиболее авторитетной неправительственной профессио-

нальной организацией, которая осуществляет оценку качества обра-

зовательных программ в университетах. В настоящее время АВЕТ

представляет собой федерацию, которая включает в себя более 30

профессиональных инженерных и технических обществ. Согласно

третьему критерию АВЕТ 2014–2015 [4], выпускники, прошедшие

инженерные программы должны продемонстрировать:

• способность применять знания по математике, науке и технике;

• способность планировать и проводить эксперименты, результа-

ты которых они смогут проанализировать и интерпретировать;

• способность разработать систему и ее структурные элементы в

рамках экономических, экологических, социальных, политических,

этических ограничений, призванных следить за здоровьем и безопас-

ностью людей, но при этом обеспечивая технологичность и устойчи-

вость;

• способность функционировать в рамках межкультурной комму-

никации;