А.А. Попова
4
Как видно из пункта 6, социальная ответственность за социальные,
культурные и экологические последствия комплексной инженерной
деятельности выступает одной из важных компетенций специа-
листа.
Стоить отметить, что в требованиях к компетенциям инженера,
по версии международной организации Engineers Mobility Forum
(EMF), социальная ответственность заявлена как одна из важных
компетенций. Так же в документах Европейской федерации нацио-
нальных инженерных организаций (Federation Europeenne d'Associa-
tions Nationales d'Ingenieurs, FEANI), представляющей интересы ин-
женерной профессии в Европе более чем 80 национальных инженер-
ных ассоциаций из 27 европейских стран, Комиссии европейских
сообществ (Commission of the European Communities, 2005), итого-
вая (оцениваемая) компетенция включает когнитивный, функцио-
нальный, личностный и этический аспекты. Таким образом, компе-
тентностный подход не только формулирует результаты образова-
ния в терминах знаний-умений-навыков, но также определяет
уровень готовности ученика, его способность осуществлять профес-
сиональную деятельность. От инженера, в частности, требуется
проектирование и решение сложных технических задач, разработка
систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют задан-
ным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и без-
опасности жизнедеятельности, культуры, социума и экологии. Со-
ответственно, система инженерного образования должна прививать
идеи социальной ответственности в рамках своей гуманитарной со-
ставляющей. В США «Совет по аккредитации в области техники и
технологий» (Accreditation Board for Engineering and Technology)
является наиболее авторитетной неправительственной профессио-
нальной организацией, которая осуществляет оценку качества обра-
зовательных программ в университетах. В настоящее время АВЕТ
представляет собой федерацию, которая включает в себя более 30
профессиональных инженерных и технических обществ. Согласно
третьему критерию АВЕТ 2014–2015 [4], выпускники, прошедшие
инженерные программы должны продемонстрировать:
• способность применять знания по математике, науке и технике;
• способность планировать и проводить эксперименты, результа-
ты которых они смогут проанализировать и интерпретировать;
• способность разработать систему и ее структурные элементы в
рамках экономических, экологических, социальных, политических,
этических ограничений, призванных следить за здоровьем и безопас-
ностью людей, но при этом обеспечивая технологичность и устойчи-
вость;
• способность функционировать в рамках межкультурной комму-
никации;