Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка…
5
Автор предлагает следующие типы заданий по пунктуации:
1. Задания на выяснение интонационно-смысловых особенностей
предложения и выбор соответствующих им знаков препинания.
Например:
Прочитайте предложения со всеми возможными интонациями.
Определите, чем объясняются различия в интонации. Какие знаки
препинания возможны в данном предложении?
Мы ушли в комнате стало тихо.
2. Задания на выяснение структурно-семантических особенно-
стей предложения и выбор соответствующих им знаков препинания.
Например:
Сделайте выводы о постановке знаков препинания в данных
предложениях:
А. Пес тяжело дышал высунув язык. Б. Иван бежал по переулку
высуня язык.
В ряде случаев задания могут объединять два типа, рассмотрен-
ные выше. Например:
Почему в приведенных ниже предложениях ставится тире? Свя-
зано ли это с интонационно-смысловыми особенностями предложе-
ния?
Я — к нему, а он — ко мне. Он — гений.
Чтобы успешно решить проблемно-познавательную задачу,
обычно нужны какие-то предварительные сведения, которые можно
использовать при ответе на проблемный вопрос. Например, получив
представления о сложном предложении, даже сильные студенты не
могут ответить на вопрос:
На какие виды делятся сложные предложения?
Другое дело, старшеклассники смогут догадаться и ответить на
проблемный вопрос, если они раньше получили сведения об этом:
Почему бессоюзные сложные предложения выделяются в от-
дельный разряд, а не распределяются между сложносочиненными и
сложноподчиненными?
Если все студенты затрудняются ответить на него, задача уточня-
ется:
На примере предложения «Лес рубят — щепки летят» докажи-
те, что такое бессоюзное сложное предложение с одинаковым ос-
нованием можно сопоставить и со сложносочиненным, и со слож-
ноподчиненным.
Другим примером исходной задачи является самостоятельное
определение студентами каждого из трех разрядов предложений,
различных по цели высказывания. Учащимся предлагается ответить
на проблемный вопрос: