Background Image
Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка…

5

Автор предлагает следующие типы заданий по пунктуации:

1. Задания на выяснение интонационно-смысловых особенностей

предложения и выбор соответствующих им знаков препинания.

Например:

Прочитайте предложения со всеми возможными интонациями.

Определите, чем объясняются различия в интонации. Какие знаки

препинания возможны в данном предложении?

Мы ушли в комнате стало тихо.

2. Задания на выяснение структурно-семантических особенно-

стей предложения и выбор соответствующих им знаков препинания.

Например:

Сделайте выводы о постановке знаков препинания в данных

предложениях:

А. Пес тяжело дышал высунув язык. Б. Иван бежал по переулку

высуня язык.

В ряде случаев задания могут объединять два типа, рассмотрен-

ные выше. Например:

Почему в приведенных ниже предложениях ставится тире? Свя-

зано ли это с интонационно-смысловыми особенностями предложе-

ния?

Я — к нему, а он — ко мне. Он — гений.

Чтобы успешно решить проблемно-познавательную задачу,

обычно нужны какие-то предварительные сведения, которые можно

использовать при ответе на проблемный вопрос. Например, получив

представления о сложном предложении, даже сильные студенты не

могут ответить на вопрос:

На какие виды делятся сложные предложения?

Другое дело, старшеклассники смогут догадаться и ответить на

проблемный вопрос, если они раньше получили сведения об этом:

Почему бессоюзные сложные предложения выделяются в от-

дельный разряд, а не распределяются между сложносочиненными и

сложноподчиненными?

Если все студенты затрудняются ответить на него, задача уточня-

ется:

На примере предложения «Лес рубят — щепки летят» докажи-

те, что такое бессоюзное сложное предложение с одинаковым ос-

нованием можно сопоставить и со сложносочиненным, и со слож-

ноподчиненным.

Другим примером исходной задачи является самостоятельное

определение студентами каждого из трех разрядов предложений,

различных по цели высказывания. Учащимся предлагается ответить

на проблемный вопрос: