Е.А. Яковлева
2
Психологической наукой установлено, что мышление начинается
при столкновении человека с проблемой, с проблемной ситуацией.
Поэтому основу проблемного обучения составляют систематически и
преднамеренно создаваемые преподавателем проблемные ситуации.
Развитие учащегося происходит в процессе его собственной деятель-
ности. Эта закономерность также лежит в основе проблемного обу-
чения [1, с. 7–8].
Что же означает выражение «создание проблемной ситуации»?
Известно, что даже самый сложный вопрос не всегда вызывает ак-
тивную мыслительную деятельность студента. Все дело в том, что
вопрос преподавателя должен быть сложным настолько, чтобы вы-
звать затруднение учащихся и в то же время быть посильным для са-
мостоятельного нахождения ответа. Каким образом? В основном пу-
тем использования учащимся ранее усвоенных знаний и приемов ум-
ственного поиска, самостоятельного выведения нового правила.
Вследствие создания проблемной ситуации обнаруживается, что
студент не может объяснить новые факты при помощи имеющихся
знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми
способами и должен найти (открыть, усвоить) новые знания о пред-
мете, способе или условиях выполнения действия.
Методически правильные способы создания проблемных ситуа-
ций могут быть найдены только в том случае, если преподавателю
известны общие закономерности их возникновения. В литературе по
проблемному обучению встречаются попытки сформулировать эти
закономерности в виде типов проблемных ситуаций [2].
Некоторые авторы считают, что типы проблемных ситуаций мо-
гут быть не только «дидактические», но и «частнометодические».
Например, Т.В. Напольнова полагает, что «проблемная ситуация, яв-
ляющаяся источником поиска в поисковых задачах в области русско-
го языка, имеет свои особые черты». Автор формулирует девять ти-
пов проблемных ситуаций на материале русского языка [3].
М.И. Махмутов полагает, что проблемная ситуация — психическая
реакция учащегося на появление противоречия — не может считаться
частнометодическим понятием. Объективное противоречие (например,
между новой информацией и прежними знаниями) может иметь место в
материале по любому предмету, но интеллектуальное затруднение, ко-
торое оно вызывает, будет общим для всех предметов. Поэтому, по его
мнению, выделение типов проблемных ситуаций по русскому языку
(равно как и по другим предметам) может быть только результатом
отождествления понятий «познавательная задача» и «проблема» [2].
Определение же типов познавательных задач по всем предметам
является одной из важнейших предпосылок организации проблемно-
го обучения. В практике обучения, как правило, встречаются не от-
дельные типы проблемных ситуаций, а их разнообразное сочетание.
М.И. Махмутов пишет, что «из всего многообразия проблемных си-