Background Image
Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

Е.А. Яковлева

2

Психологической наукой установлено, что мышление начинается

при столкновении человека с проблемой, с проблемной ситуацией.

Поэтому основу проблемного обучения составляют систематически и

преднамеренно создаваемые преподавателем проблемные ситуации.

Развитие учащегося происходит в процессе его собственной деятель-

ности. Эта закономерность также лежит в основе проблемного обу-

чения [1, с. 7–8].

Что же означает выражение «создание проблемной ситуации»?

Известно, что даже самый сложный вопрос не всегда вызывает ак-

тивную мыслительную деятельность студента. Все дело в том, что

вопрос преподавателя должен быть сложным настолько, чтобы вы-

звать затруднение учащихся и в то же время быть посильным для са-

мостоятельного нахождения ответа. Каким образом? В основном пу-

тем использования учащимся ранее усвоенных знаний и приемов ум-

ственного поиска, самостоятельного выведения нового правила.

Вследствие создания проблемной ситуации обнаруживается, что

студент не может объяснить новые факты при помощи имеющихся

знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми

способами и должен найти (открыть, усвоить) новые знания о пред-

мете, способе или условиях выполнения действия.

Методически правильные способы создания проблемных ситуа-

ций могут быть найдены только в том случае, если преподавателю

известны общие закономерности их возникновения. В литературе по

проблемному обучению встречаются попытки сформулировать эти

закономерности в виде типов проблемных ситуаций [2].

Некоторые авторы считают, что типы проблемных ситуаций мо-

гут быть не только «дидактические», но и «частнометодические».

Например, Т.В. Напольнова полагает, что «проблемная ситуация, яв-

ляющаяся источником поиска в поисковых задачах в области русско-

го языка, имеет свои особые черты». Автор формулирует девять ти-

пов проблемных ситуаций на материале русского языка [3].

М.И. Махмутов полагает, что проблемная ситуация — психическая

реакция учащегося на появление противоречия — не может считаться

частнометодическим понятием. Объективное противоречие (например,

между новой информацией и прежними знаниями) может иметь место в

материале по любому предмету, но интеллектуальное затруднение, ко-

торое оно вызывает, будет общим для всех предметов. Поэтому, по его

мнению, выделение типов проблемных ситуаций по русскому языку

(равно как и по другим предметам) может быть только результатом

отождествления понятий «познавательная задача» и «проблема» [2].

Определение же типов познавательных задач по всем предметам

является одной из важнейших предпосылок организации проблемно-

го обучения. В практике обучения, как правило, встречаются не от-

дельные типы проблемных ситуаций, а их разнообразное сочетание.

М.И. Махмутов пишет, что «из всего многообразия проблемных си-