1
УДК 808.2
Проблемное обучение
как инновационное направление
в преподавании русского языка в высшей школе
© Е.А. Яковлева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья посвящена использованию технологии проблемного обучения как иннова-
ционному направлению в преподавании русского языка в вузе. Автор описывает две
формы познавательной деятельности учащихся, два способа организации про-
блемной ситуации, активизирующих познавательную деятельность студентов
(постановку проблемных вопросов и решение проблемно-познавательных задач).
Материал рассматривается на примере изучения наиболее сложных тем по син-
таксису и пунктуации. Статья адресована преподавателям русского языка и мо-
жет быть использована для повышения эффективности занятий по дисциплине
«Русский язык и культура речи», для совершенствования работы по повышению
речевой культуры и уровня грамотности студентов.
Ключевые слова:
технологии проблемного обучения, проблемная ситуация, про-
блемные вопросы и задания, синтаксис и пунктуация.
В настоящее время существует 50 инновационных педагогиче-
ских технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов,
Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.В. Гузеев, В.Д. Шадриков, П.И. Третья-
ков, М.Е. Бершадский, В.П. Беспалько и др.) [1, с. 82]. Среди них
особое место занимают технологии проблемного и эвристического
обучения, основанные на активных методах преподавания, которые
можно с успехом применять на лекционных и практических занятиях
в высшей школе.
В данной статье указано, какие элементы проблемного обучения
можно использовать в работе со студентами первого курса на заняти-
ях по русскому языку.
В психолого-педагогических исследованиях закономерностей
процесса обучения (особенно в исследованиях Д.Н. Богоявленского,
Н.А. Менчинской, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, В.В. Давыдова
и др.) было установлено, что процесс усвоения знаний представляет
собой процесс решения новых задач, названных проблемными зада-
чами. При этом условия и закономерности процессов решения задач
были использованы для создания специальных методов обучения,
получивших название «развивающего обучения».
Результаты этих исследований показали, что одним из главных
условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышле-
ния, является предварительная постановка заданий, вызывающих
проблемные ситуации, активизирующих мыслительную деятельность
учащихся.