Background Image
Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

Е.А. Яковлева

4

Ценность проблемно-познавательной задачи заключается в том,

что в процессе самостоятельного решения студент проходит все эта-

пы поиска решения, осуществляет неудачные и удачные пробы, до-

пускает ошибки, намечает план поиска, проверяет решение. Познава-

тельная задача должна отражать систему и логику содержания учеб-

ного предмета, учитывать уровень развития учащихся и учебной под-

готовки, чтобы создавать реальные условия для их развития, содер-

жать информацию для развития ума, творческих процессов.

После рассмотрения сущности понятия «проблемно-познава-

тельная задача» дадим анализ ее структуры. Хотя в жизни и учебной

практике встречаются задачи, разнообразные по содержанию и по

форме, нетрудно установить, что любая задача состоит из одних и

тех же частей. И.Я. Лернер выделяет следующие компоненты позна-

вательных задач: «условие — вопрос — решение» и отмечает, что

«указанные составляющие тесно взаимосвязаны» [4, c. 64].

Первым компонентом познавательной задачи является ее усло-

вие. Вопрос, по мнению ученого, является вторым компонентом по-

знавательных задач. На основании этих положений структура задач

познавательного характера по русскому языку такова: условие —

языковые факты, в которых содержится определенная проблема, и

вопросы, направленные на исследование языковых фактов. Напри-

мер,

какие трудности в постановке запятой могут быть в предло-

жении: «Вдруг открылась дверь и кто-то вошел»?

Так как проблемно-познавательная задача предполагает наличие

проблемной ситуации, то, по существу, условие задачи, фактическое

описание возможно соотнести с проблемной ситуацией. Таким обра-

зом, взаимосвязь данных понятий можно изобразить так:

Проблемно-познавательная задача

Условие

Вопрос

Можно выделить два вида проблемно-познавательных задач:

1) без определения текстовой основы:

Можно ли считать не-

определенно-личные предложения неполными? Докажите свою точ-

ку зрения.

2) с определенной опорой:

Можно ли такое предложение, как

«Люблю грозу в начале мая...», считать неполным? Докажите свою

точку зрения.

Студенты, отвечая на вопрос, в первом случае сами

подбирают необходимые для анализа и подтверждения их мыслей

примеры, во втором случае анализируют уже готовый пример.

По мнению Т.В. Напольновой, разрешение проблемной ситуации

при изучении пунктуации «связано с умением учащихся соотнести

интонационно-смысловые и структурно-семантические особенности

предложения и постановку знаков препинания» [3, с. 46–47].