Е.А. Яковлева
4
Ценность проблемно-познавательной задачи заключается в том,
что в процессе самостоятельного решения студент проходит все эта-
пы поиска решения, осуществляет неудачные и удачные пробы, до-
пускает ошибки, намечает план поиска, проверяет решение. Познава-
тельная задача должна отражать систему и логику содержания учеб-
ного предмета, учитывать уровень развития учащихся и учебной под-
готовки, чтобы создавать реальные условия для их развития, содер-
жать информацию для развития ума, творческих процессов.
После рассмотрения сущности понятия «проблемно-познава-
тельная задача» дадим анализ ее структуры. Хотя в жизни и учебной
практике встречаются задачи, разнообразные по содержанию и по
форме, нетрудно установить, что любая задача состоит из одних и
тех же частей. И.Я. Лернер выделяет следующие компоненты позна-
вательных задач: «условие — вопрос — решение» и отмечает, что
«указанные составляющие тесно взаимосвязаны» [4, c. 64].
Первым компонентом познавательной задачи является ее усло-
вие. Вопрос, по мнению ученого, является вторым компонентом по-
знавательных задач. На основании этих положений структура задач
познавательного характера по русскому языку такова: условие —
языковые факты, в которых содержится определенная проблема, и
вопросы, направленные на исследование языковых фактов. Напри-
мер,
какие трудности в постановке запятой могут быть в предло-
жении: «Вдруг открылась дверь и кто-то вошел»?
Так как проблемно-познавательная задача предполагает наличие
проблемной ситуации, то, по существу, условие задачи, фактическое
описание возможно соотнести с проблемной ситуацией. Таким обра-
зом, взаимосвязь данных понятий можно изобразить так:
Проблемно-познавательная задача
Условие
Вопрос
Можно выделить два вида проблемно-познавательных задач:
1) без определения текстовой основы:
Можно ли считать не-
определенно-личные предложения неполными? Докажите свою точ-
ку зрения.
2) с определенной опорой:
Можно ли такое предложение, как
«Люблю грозу в начале мая...», считать неполным? Докажите свою
точку зрения.
Студенты, отвечая на вопрос, в первом случае сами
подбирают необходимые для анализа и подтверждения их мыслей
примеры, во втором случае анализируют уже готовый пример.
По мнению Т.В. Напольновой, разрешение проблемной ситуации
при изучении пунктуации «связано с умением учащихся соотнести
интонационно-смысловые и структурно-семантические особенности
предложения и постановку знаков препинания» [3, с. 46–47].