Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка…
3
туаций на практике можно выделить наиболее типичные и характер-
ные» [2, с. 373–374].
Знание основных типов проблемных ситуаций и применение со-
ответствующих методов преподавания русского языка облегчает
нахождение способов их создания.
Один из способов создания проблемной ситуации на занятиях по
русскому языку — постановка проблемного вопроса. К проблемным
вопросам можно отнести такие, которые вызывают интеллектуаль-
ные затруднения для учеников, ответ на которые не содержится ни в
их прежних знаниях, ни в предъявляемой информации. Например,
при повторении темы «Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении» поставим такой проблемный вопрос:
Можно ли одно
содержание (значение) выразить с помощью предложений, разных
по форме? (Да, можно, явления языка взаимосвязаны и легко перехо-
дят из одной формы в другую.)
Можно выделить следующие типы проблемных вопросов по син-
таксису и пунктуации:
1) направленные на раскрытие противоречий в самом научном фак-
те (например, между интонацией и постановкой знака препинания):
Преждевременно вернувшаяся со службы Александра Федоровна //
сидела на корточках на полу. (Пауза есть, запятой нет.);
2) направленные на раскрытие противоречия между привычными
представлениями и научным объяснением этого факта:
Между тем наступила ночь. («Между тем» можно убрать из
предложения. Является ли это слово вводным?);
3) направленные на раскрытие противоречий между старыми
знаниями учащихся и новыми, сообщенными преподавателем:
Дед чистил рыбу, засучив рукава. Все готовились к спектаклю засу-
чив рукава. (Почему во втором предложении запятая не ставится?).
Проблемный вопрос входит в структуру проблемно-позна-
вательной задачи.
Т.В. Напольнова, опираясь на определение проблемно-позна-
вательной задачи, данной И.Я. Лернером, дает методическое опреде-
ление проблемной познавательной задачи с учетом специфики рус-
ского языка как учебного предмета: «…это такой вид проблемного
задания, в процессе выполнения которого учащиеся без непосред-
ственного участия преподавателя овладевают новыми знаниями, но-
выми способами их добывания, самостоятельно анализируя языковые
явления» [3]. Следовательно, проблемно-познавательные задачи по
русскому языку — это такой вид учебного задания, в процессе кото-
рого ученики, самостоятельно анализируя языковые явления, овладе-
вают теоретическими сведениями.
Из этого определения следует, что в структуру задачи входит
языковой материал, составляющий ее условия, и вопросы, направля-
ющие процесс анализа языкового материала.