Background Image
Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка…

3

туаций на практике можно выделить наиболее типичные и характер-

ные» [2, с. 373–374].

Знание основных типов проблемных ситуаций и применение со-

ответствующих методов преподавания русского языка облегчает

нахождение способов их создания.

Один из способов создания проблемной ситуации на занятиях по

русскому языку — постановка проблемного вопроса. К проблемным

вопросам можно отнести такие, которые вызывают интеллектуаль-

ные затруднения для учеников, ответ на которые не содержится ни в

их прежних знаниях, ни в предъявляемой информации. Например,

при повторении темы «Знаки препинания в бессоюзном сложном

предложении» поставим такой проблемный вопрос:

Можно ли одно

содержание (значение) выразить с помощью предложений, разных

по форме? (Да, можно, явления языка взаимосвязаны и легко перехо-

дят из одной формы в другую.)

Можно выделить следующие типы проблемных вопросов по син-

таксису и пунктуации:

1) направленные на раскрытие противоречий в самом научном фак-

те (например, между интонацией и постановкой знака препинания):

Преждевременно вернувшаяся со службы Александра Федоровна //

сидела на корточках на полу. (Пауза есть, запятой нет.);

2) направленные на раскрытие противоречия между привычными

представлениями и научным объяснением этого факта:

Между тем наступила ночь. («Между тем» можно убрать из

предложения. Является ли это слово вводным?);

3) направленные на раскрытие противоречий между старыми

знаниями учащихся и новыми, сообщенными преподавателем:

Дед чистил рыбу, засучив рукава. Все готовились к спектаклю засу-

чив рукава. (Почему во втором предложении запятая не ставится?).

Проблемный вопрос входит в структуру проблемно-позна-

вательной задачи.

Т.В. Напольнова, опираясь на определение проблемно-позна-

вательной задачи, данной И.Я. Лернером, дает методическое опреде-

ление проблемной познавательной задачи с учетом специфики рус-

ского языка как учебного предмета: «…это такой вид проблемного

задания, в процессе выполнения которого учащиеся без непосред-

ственного участия преподавателя овладевают новыми знаниями, но-

выми способами их добывания, самостоятельно анализируя языковые

явления» [3]. Следовательно, проблемно-познавательные задачи по

русскому языку — это такой вид учебного задания, в процессе кото-

рого ученики, самостоятельно анализируя языковые явления, овладе-

вают теоретическими сведениями.

Из этого определения следует, что в структуру задачи входит

языковой материал, составляющий ее условия, и вопросы, направля-

ющие процесс анализа языкового материала.