Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова
6
помимо того из каждого раздела темы может выделить часть граммати-
ческих заданий и с учетом методической цели вести грамматическую
составляющую до конца насквозь (слоями). Наконец, возможна после-
довательная отработка всего материала (вслед за автором): все зависит
от часов, уровня подготовленности аудитории, целей и др. При этом,
если у студентов есть пробелы в знаниях, можно возвращаться или да-
вать грамматический материал фрагментарно. Важно в каждой лексиче-
ской теме выделить концепт, связать с названием, эпиграфом и выйти в
итоговые задания этой (каждой) темы — логические цепочки и ключе-
вые слова, данные в СРС.
Учебник завершается конференцией, результативность которой
(сформированность навыков и умений инофонов) есть показатель
приобщения иностранных учащихся к лингвокультурной картине
русского народа в условиях полифункциональной коммуникации, их
личностного роста. Такой методологический (концептуальный и
лингвометодический) подход, с нашей точки зрения, позволяет обес-
печить необходимый коммуникативно-речевой опыт студентов-
гуманитариев (не исключено, что и филологов), сводящийся в конеч-
ном счете к формированию личностного лингвокультурного смысла
усваиваемого содержания, к адекватной оценке компонентов меж-
культурного общения и к дальнейшему самостоятельному продвиже-
нию в языке — стиранию грани между учебной и естественной ком-
муникацией, что и является основой задачей авторов.
В педагогическом дискурсе, созданном для инофонов и представ-
ленном в книге для преподавателя, являющейся
методическим со-
провождением учебника для студентов,
предлагаются многообраз-
ные приемы и методы обучения, предусмотрены варианты их совме-
щения, последовательно и подробно описаны все этапы учебного за-
нятия; каждый этап определен со стороны целей, содержания и видов
работы. При этом педагогическое регулирование процесса обучения
речевой деятельности, проявляющееся на всех этапах занятий, скон-
центрировано в организации итогового обобщения языкового и рече-
вого материала, где учебно-коммуникативные задачи сводятся к ак-
тивному продуцированию речи, обеспечивающему коммуникатив-
ный опыт, который проявляется в содержании высказываний и их
языковом оформлении. Для описания организации занятий в методи-
ческих рекомендациях выбраны универсальные формулировки, поз-
воляющие, с одной стороны, единообразно оформить разноуровне-
вые содержательные вопросы и разнообразные дидактические аспек-
ты, с другой — дефинировать цели, учебный материал и виды работы
без рассмотрения форм деятельности преподавателя, что, безусловно,
дает возможность свободы педагогического творчества.
Следует заметить, что данная книга может быть использована как
самостоятельное учебное издание в курсах теории и методики препо-
давания и русского, и других иностранных языков.