1
УДК 378:808.2
Современный концептуально-методологический
подход в практике РКИ
© Р.К. Боженкова
1
, Н.А. Боженкова
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Юго-Западный государственный университет, Курск, 305040, Россия
В статье предложена новая методология преподавания русского языка как ино-
странного в нефилологическом вузе, базирующаяся на современных исследованиях
в сфере гуманитарных наук и ориентированная на формирование поликультурной
личности в процессе профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова:
методологический концепт, поликультурная личность, языковая
форма/речевой смысл.
Сегодня, в период активного формирования мирового образова-
тельного пространства, проблема качества обучения, привлекательно-
сти его содержания для международных студентов неизбежно побужда-
ет педагогическую мысль к пересмотру образовательных услуг и стано-
вится объектом серьезных исследований как в России, так и за рубежом.
В этой связи одной из важнейших задач российской высшей школы в
процессе профессиональной подготовки студентов независимо от вы-
бранной ими специальности является формирование поликультурной
личности, что, в свою очередь, определяет стратегические и методиче-
ские приоритеты в системе обучения иностранных граждан русскому
языку: учебный процесс по РКИ не может и не должен сводиться к реа-
лизации лишь профессионально-прагматических целей. В свете сказан-
ного образовательный вектор в области РКИ направлен на разработку
нового методологического подхода и уточнения содержания ключевой
в лингвометодическом плане триады «язык — культура — личность»
как базового композита культуры речевой деятельности.
Воспитательная роль языка — феномена культуры, дающего воз-
можность инофонам понять национальную систему ценностей, повы-
сить социокультурную компетенцию и адаптировать свои коммуника-
тивные стратегии к взаимодействию с представителями различных эт-
нокультурных групп, — для современной лингвопедагогики и лингво-
дидактики очевидна [1–3]. Таким образом, идеи детерминизма и взаи-
мопроникновения духовно-нравственных и эстетических ценностей и
традиций этносов приобрели универсальный характер для науки в це-
лом. Однако факт того, что
личность формируется и развивается толь-
ко
через приобщение к иной культуре (при сохранении собственной
национальной идентичности), через погружение в иные вербальные и
невербальные семиотические системы, с нашей точки зрения, оказыва-
ется не до конца осмысленным. Более того, конституент «личность»,