Background Image
 1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

1

УДК 378:808.2

Современный концептуально-методологический

подход в практике РКИ

© Р.К. Боженкова

1

, Н.А. Боженкова

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Юго-Западный государственный университет, Курск, 305040, Россия

В статье предложена новая методология преподавания русского языка как ино-

странного в нефилологическом вузе, базирующаяся на современных исследованиях

в сфере гуманитарных наук и ориентированная на формирование поликультурной

личности в процессе профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова:

методологический концепт, поликультурная личность, языковая

форма/речевой смысл.

Сегодня, в период активного формирования мирового образова-

тельного пространства, проблема качества обучения, привлекательно-

сти его содержания для международных студентов неизбежно побужда-

ет педагогическую мысль к пересмотру образовательных услуг и стано-

вится объектом серьезных исследований как в России, так и за рубежом.

В этой связи одной из важнейших задач российской высшей школы в

процессе профессиональной подготовки студентов независимо от вы-

бранной ими специальности является формирование поликультурной

личности, что, в свою очередь, определяет стратегические и методиче-

ские приоритеты в системе обучения иностранных граждан русскому

языку: учебный процесс по РКИ не может и не должен сводиться к реа-

лизации лишь профессионально-прагматических целей. В свете сказан-

ного образовательный вектор в области РКИ направлен на разработку

нового методологического подхода и уточнения содержания ключевой

в лингвометодическом плане триады «язык — культура — личность»

как базового композита культуры речевой деятельности.

Воспитательная роль языка — феномена культуры, дающего воз-

можность инофонам понять национальную систему ценностей, повы-

сить социокультурную компетенцию и адаптировать свои коммуника-

тивные стратегии к взаимодействию с представителями различных эт-

нокультурных групп, — для современной лингвопедагогики и лингво-

дидактики очевидна [1–3]. Таким образом, идеи детерминизма и взаи-

мопроникновения духовно-нравственных и эстетических ценностей и

традиций этносов приобрели универсальный характер для науки в це-

лом. Однако факт того, что

личность формируется и развивается толь-

ко

через приобщение к иной культуре (при сохранении собственной

национальной идентичности), через погружение в иные вербальные и

невербальные семиотические системы, с нашей точки зрения, оказыва-

ется не до конца осмысленным. Более того, конституент «личность»,