Background Image
Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Современный концептуально-методологический подход в практике РКИ

5

ко-интенциональных умений (голосоведение, артикуляция, передача

намерений), по освоению современных требований русской речевой,

деловой и риторической культуры (речевой этикет, деловое письмо,

ораторские навыки), по овладению реферативным письмом на основе

изученных речевых моделей (трансформационные упражнения), имею-

щих не только разный уровень сложности, но и явную взаимосвязь

(структура учебника позволяет неоднократно возвращаться к пройден-

ному материалу, предшествующая тема неразрывно связана с последу-

ющей, они взаимно дополняют и расширяют друг друга);

4) тематическое разнообразие корпуса текстов, детерминирован-

ное аспектами содержания иноязычного образования (необходимо-

стью формирования в высшем образовательном звене профессио-

нальных, общекультурных и общенаучных компетенций).

Учебник состоит из восьми тем, объединенных идеей взаимосвязи

человека — творческой, саморазвивающейся личности — и культуры,

общества в контексте русской национальной специфики как неотъем-

лемой части общемировой парадигмы ценностей. Последовательность

тематической линии определена лексико-грамматическим материалом;

логика же изложения связана с общей концептуально-коммуникативной

задачей, обозначенной в названии самого учебника, заглавиях тем и

эпиграфах к ним. Заглавия тем нелингвистического регистра, как и эпи-

графы, нацелены не столько на погружение в специальные вопросы той

или иной научной дисциплины, сколько на ориентацию в системе об-

щечеловеческих ценностей, осознание их значения для сохранения и

развития современной цивилизации, на формирование (воспитание) го-

товности к социальному взаимодействию, к принятию нравственных

обязательств по отношению к окружающей природе, обществу, куль-

турному и научному наследию и т. д.

Таким образом, методологическая триада обучения РКИ «язык —

культура — личность» представлена в учебнике такими концептными

компонентами, как человек — нация — менталитет — народность —

государство — цивилизация — наука — прогресс — знание — образо-

вание, которые, в свою очередь, в рамках каждой темы получают новое

смысловое наполнение и расширение. Причем расширение словарного

запаса идет не столько по пути набора языковых единиц, сколько по

пути погружения в семантическую составляющую. Это более сложная

задача, нежели установка прочитать и пересказать текст; важнее поду-

мать над проблемным вопросом, найти и предложить иной способ вы-

ражения той или иной мысли, варианты передачи интенции в соответ-

ствии с замыслом и с учетом лингвокультурной ситуации (стилистиче-

ского аспекта) и т. д., чему способствуют задания, ориентированные на

поиск ответов на вопросы: почему? почему так?

Необходимо подчеркнуть, что каждая тема самодостаточна, логиче-

ски и грамматически завершена. Преподаватель имеет возможность по

своему усмотрению выбрать ту или иную тему (модульное обучение),