Современный концептуально-методологический подход в практике РКИ
5
ко-интенциональных умений (голосоведение, артикуляция, передача
намерений), по освоению современных требований русской речевой,
деловой и риторической культуры (речевой этикет, деловое письмо,
ораторские навыки), по овладению реферативным письмом на основе
изученных речевых моделей (трансформационные упражнения), имею-
щих не только разный уровень сложности, но и явную взаимосвязь
(структура учебника позволяет неоднократно возвращаться к пройден-
ному материалу, предшествующая тема неразрывно связана с последу-
ющей, они взаимно дополняют и расширяют друг друга);
4) тематическое разнообразие корпуса текстов, детерминирован-
ное аспектами содержания иноязычного образования (необходимо-
стью формирования в высшем образовательном звене профессио-
нальных, общекультурных и общенаучных компетенций).
Учебник состоит из восьми тем, объединенных идеей взаимосвязи
человека — творческой, саморазвивающейся личности — и культуры,
общества в контексте русской национальной специфики как неотъем-
лемой части общемировой парадигмы ценностей. Последовательность
тематической линии определена лексико-грамматическим материалом;
логика же изложения связана с общей концептуально-коммуникативной
задачей, обозначенной в названии самого учебника, заглавиях тем и
эпиграфах к ним. Заглавия тем нелингвистического регистра, как и эпи-
графы, нацелены не столько на погружение в специальные вопросы той
или иной научной дисциплины, сколько на ориентацию в системе об-
щечеловеческих ценностей, осознание их значения для сохранения и
развития современной цивилизации, на формирование (воспитание) го-
товности к социальному взаимодействию, к принятию нравственных
обязательств по отношению к окружающей природе, обществу, куль-
турному и научному наследию и т. д.
Таким образом, методологическая триада обучения РКИ «язык —
культура — личность» представлена в учебнике такими концептными
компонентами, как человек — нация — менталитет — народность —
государство — цивилизация — наука — прогресс — знание — образо-
вание, которые, в свою очередь, в рамках каждой темы получают новое
смысловое наполнение и расширение. Причем расширение словарного
запаса идет не столько по пути набора языковых единиц, сколько по
пути погружения в семантическую составляющую. Это более сложная
задача, нежели установка прочитать и пересказать текст; важнее поду-
мать над проблемным вопросом, найти и предложить иной способ вы-
ражения той или иной мысли, варианты передачи интенции в соответ-
ствии с замыслом и с учетом лингвокультурной ситуации (стилистиче-
ского аспекта) и т. д., чему способствуют задания, ориентированные на
поиск ответов на вопросы: почему? почему так?
Необходимо подчеркнуть, что каждая тема самодостаточна, логиче-
ски и грамматически завершена. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению выбрать ту или иную тему (модульное обучение),