Современный концептуально-методологический подход в практике РКИ
3
тов хаоса картины бытия, детерминированную особенностями дея-
тельности представителей данного лингвокультурного сообщества,
закрепленную в их национальной картине мира и транслируемую
средствами языка в их общении» [6, с. 159].
Итак, при нашем подходе данная триада как методологический
концепт приобретает несколько иной (новый) смысл и определенным
образом влияет на характер и степень реализации каждого его ком-
понента на разных этапах обучения:
на начальном этапе — акцент на первом компоненте — языке,
его средствах и структурной организации;
на основном и продвинутом этапах — акцент смещается на
второй компонент — культуру; здесь, как уже отмечалось, язык
предстает инструментом и продуктом культуры нации, способом ее
существования;
на завершающем этапе — все компоненты триады должны про-
являться в равной степени и в содержании, и в способах обучения; здесь
язык выступает, во-первых, как результат лингвокультурного сознания
нации [7] и система, средство репрезентации этнокультурной картины
мира, а во-вторых, как инструмент деятельности творческой личности
(в самом широком понимании), способной создавать различного вида
речевой (ценностно-смысловой) продукт.
Заметим, что начальный, основной и продвинутый этапы в обо-
значенном русле теоретически и педагогически ориентированы, при-
менительно к ним предложены и описаны два подхода (семасиологи-
ческий — от формы к содержанию, и ономасиологический — от со-
держания к форме), которые и в последнее десятилетие вполне осна-
щены многочисленными учебными и методическими пособиями, от-
вечающими современным требованиям. Однако учебно-методи-
ческое обеспечение завершающего этапа системы РКИ является
крайне недостаточным: нет целостной системы обучения, не опреде-
лено, какие методические шаги и в какой последовательности нужно
сделать на пути от второго сертификационного уровня владения рус-
ским языком к третьему-четвертому (от В2 к C1–C2) и т. д. Именно
этот этап обучения с позиции рассмотренной триады привлек внима-
ние авторов учебного комплекса «Уроки русского», который адресо-
ван учащимся гуманитарных специальностей и включает учебник для
студентов, книгу для преподавателя и CD-приложения [8, 9].
Рассмотрим, как реализуется авторская концепция в этом издании.
По нашему видению, основной целью завершающего этапа пролон-
гированного обучения РКИ (соответственно, и учебного комплекса в
целом) является, во-первых, систематизация (при необходимости —
корректировка), обобщение собственно лингвистических знаний, по-
лученных ранее, и увеличение их объема посредством расширения
фактического материала, а во-вторых, изучение и отработка сложных
вопросов речевой практики, таких как дискурсивно обусловленное
функционирование отдельных форм и конструкций.