Background Image
Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Современный концептуально-методологический подход в практике РКИ

3

тов хаоса картины бытия, детерминированную особенностями дея-

тельности представителей данного лингвокультурного сообщества,

закрепленную в их национальной картине мира и транслируемую

средствами языка в их общении» [6, с. 159].

Итак, при нашем подходе данная триада как методологический

концепт приобретает несколько иной (новый) смысл и определенным

образом влияет на характер и степень реализации каждого его ком-

понента на разных этапах обучения:

на начальном этапе — акцент на первом компоненте — языке,

его средствах и структурной организации;

на основном и продвинутом этапах — акцент смещается на

второй компонент — культуру; здесь, как уже отмечалось, язык

предстает инструментом и продуктом культуры нации, способом ее

существования;

на завершающем этапе — все компоненты триады должны про-

являться в равной степени и в содержании, и в способах обучения; здесь

язык выступает, во-первых, как результат лингвокультурного сознания

нации [7] и система, средство репрезентации этнокультурной картины

мира, а во-вторых, как инструмент деятельности творческой личности

(в самом широком понимании), способной создавать различного вида

речевой (ценностно-смысловой) продукт.

Заметим, что начальный, основной и продвинутый этапы в обо-

значенном русле теоретически и педагогически ориентированы, при-

менительно к ним предложены и описаны два подхода (семасиологи-

ческий — от формы к содержанию, и ономасиологический — от со-

держания к форме), которые и в последнее десятилетие вполне осна-

щены многочисленными учебными и методическими пособиями, от-

вечающими современным требованиям. Однако учебно-методи-

ческое обеспечение завершающего этапа системы РКИ является

крайне недостаточным: нет целостной системы обучения, не опреде-

лено, какие методические шаги и в какой последовательности нужно

сделать на пути от второго сертификационного уровня владения рус-

ским языком к третьему-четвертому (от В2 к C1–C2) и т. д. Именно

этот этап обучения с позиции рассмотренной триады привлек внима-

ние авторов учебного комплекса «Уроки русского», который адресо-

ван учащимся гуманитарных специальностей и включает учебник для

студентов, книгу для преподавателя и CD-приложения [8, 9].

Рассмотрим, как реализуется авторская концепция в этом издании.

По нашему видению, основной целью завершающего этапа пролон-

гированного обучения РКИ (соответственно, и учебного комплекса в

целом) является, во-первых, систематизация (при необходимости —

корректировка), обобщение собственно лингвистических знаний, по-

лученных ранее, и увеличение их объема посредством расширения

фактического материала, а во-вторых, изучение и отработка сложных

вопросов речевой практики, таких как дискурсивно обусловленное

функционирование отдельных форм и конструкций.