Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова

2

по нашему видению, должен вмещать в себя нечто большее, чем при-

нято понимать под языковой личностью [4] как совокупностью спо-

собностей к созданию и восприятию речевых произведений (текстов),

различающихся:

степенью структурно-языковой сложности;

глубиной и точностью отражения;

определенной целевой направленностью.

Представляется, что методологически оправданное в данной три-

аде наполнение составляющей личность должно включать и класси-

ческую философскую трактовку этого понятия:

человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

устойчивая система социально значимых, ценностных черт, ха-

рактеризующих индивида как члена общества или общности.

При таком подходе можно сформулировать обобщенное понятие

личности

как активно созидающей, владеющей умением продуциро-

вать (и соответственно воспринимать/понимать) речевые произведе-

ния различного уровня организации и направленности, социально

(ценностно) значимые в полиязыковом и поликультурном мире. Как

пишет проф. А.Д. Дейкина, интеллектуально осознанные и усвоен-

ные социальные ориентиры и ценностные приоритеты, отраженные в

дидактическом материале уроков русского языка, реализуются в ка-

честве суждений и убеждений личности в универсальных знаниях и

универсальных действиях, «отражаются в поступках, мыслях, чув-

ствах, формируют лучший опыт жизни, в котором человек проявляет

себя внутренне цельно, сообразно понятым ценностям» [5, с. 33].

Именно такое широкое понимание личности, с нашей точки зре-

ния, должно являться базовым в системе обучения РКИ, если иметь в

виду современные процессы глобализации (соприкосновение с иной

социально-общественной системой, иным государственным устрой-

ством, иными политико-экономическими процессами и т. д.), и

именно с таким семантическим наполнением данная триада может

дефинироваться как методологический концепт обучения РКИ. Фор-

мирование поликультурной личности, организация ценностно-

смыслового процесса обучения русскому языку позволяет извлекать

из таких уроков необходимые для интеллектуального, духовного, со-

циального и, наконец, профессионального развития личности знания,

уметь их перерабатывать и использовать — значит, приобретать

ключевые компетенции, актуальные для будущей профессии, связан-

ной с владением этим языком.

Термин «концепт» выбран нами не случайно, поскольку детер-

минирующие его постулаты вполне коррелируют с актуальными в

современной лингвистике исследованиями проблемы концепта, кото-

рый Ю.Е. Прохоров в книге «В поисках концепта» определяет как

«сложившуюся совокупность правил и оценок организации элемен-