Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова
2
по нашему видению, должен вмещать в себя нечто большее, чем при-
нято понимать под языковой личностью [4] как совокупностью спо-
собностей к созданию и восприятию речевых произведений (текстов),
различающихся:
степенью структурно-языковой сложности;
глубиной и точностью отражения;
определенной целевой направленностью.
Представляется, что методологически оправданное в данной три-
аде наполнение составляющей личность должно включать и класси-
ческую философскую трактовку этого понятия:
человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
устойчивая система социально значимых, ценностных черт, ха-
рактеризующих индивида как члена общества или общности.
При таком подходе можно сформулировать обобщенное понятие
личности
как активно созидающей, владеющей умением продуциро-
вать (и соответственно воспринимать/понимать) речевые произведе-
ния различного уровня организации и направленности, социально
(ценностно) значимые в полиязыковом и поликультурном мире. Как
пишет проф. А.Д. Дейкина, интеллектуально осознанные и усвоен-
ные социальные ориентиры и ценностные приоритеты, отраженные в
дидактическом материале уроков русского языка, реализуются в ка-
честве суждений и убеждений личности в универсальных знаниях и
универсальных действиях, «отражаются в поступках, мыслях, чув-
ствах, формируют лучший опыт жизни, в котором человек проявляет
себя внутренне цельно, сообразно понятым ценностям» [5, с. 33].
Именно такое широкое понимание личности, с нашей точки зре-
ния, должно являться базовым в системе обучения РКИ, если иметь в
виду современные процессы глобализации (соприкосновение с иной
социально-общественной системой, иным государственным устрой-
ством, иными политико-экономическими процессами и т. д.), и
именно с таким семантическим наполнением данная триада может
дефинироваться как методологический концепт обучения РКИ. Фор-
мирование поликультурной личности, организация ценностно-
смыслового процесса обучения русскому языку позволяет извлекать
из таких уроков необходимые для интеллектуального, духовного, со-
циального и, наконец, профессионального развития личности знания,
уметь их перерабатывать и использовать — значит, приобретать
ключевые компетенции, актуальные для будущей профессии, связан-
ной с владением этим языком.
Термин «концепт» выбран нами не случайно, поскольку детер-
минирующие его постулаты вполне коррелируют с актуальными в
современной лингвистике исследованиями проблемы концепта, кото-
рый Ю.Е. Прохоров в книге «В поисках концепта» определяет как
«сложившуюся совокупность правил и оценок организации элемен-