Г.И. Баранникова
4
Хотя сущность аннотирования и реферирования заключается в со-
кращении объема источника информации при сохранении его основ-
ного содержания, необходимо выявить основные отличия аннотации
от реферата, процесса аннотирования от процесса реферирования с
целью разработки адекватной методики обучения аннотированию. Ре-
зультаты для сопоставления двух жанров научного стиля представле-
ны в табл. 2.
Таблица 2
Компоненты
Реферат
Аннотация
Дефиниция Сжатое изложение основ-
ной информации первоис-
точника на основе ее
смысловой переработки
Наикратчайшее изложение со-
держания первичного доку-
мента, дающее общее пред-
ставление о теме
Жанр
Вторичный жанр научной
литературы
Вторичный жанр научной ли-
тературы
Функции
Информативная; поиско-
вая; коммуникативная; оце-
ночная
Информативно-позна-
вательная; оценочная; по-
будительно-рекоменда-
тельная
Цель
Дать читателю относи-
тельно полное представ-
ление о затронутых в пер-
воисточнике вопросах
В обобщенном виде раскрыть
тематику публикации без
полного раскрытия ее содер-
жания
Структура
Стандартизована
Стандартизована
Метод
создания
Компрессия первичного
текста
Максимальная компрессия
первичного текста
Язык
Используется язык ориги-
нала; применяется цити-
рование
Содержание первоисточника
передается «своими словами»;
цитирование отсутствует; ис-
пользуются клише; преобла-
дают простые предложения
Объем
Учебный реферат 10–20
стр. машинописного текста
Рекомендуемый средний объ-
ем аннотации — 500 печат-
ных знаков; оптимальный
средний объем учебной анно-
тации — 5 предложений
Применение Возможно замещение ори-
гинала
В силу предельного обобщения
содержания невозможно заме-
щение оригинала, возможно
ознакомление лишь с его тема-
тикой
Сущность
текста
Перечисление вопросов,
освещенных в первоисточ-
нике, и сообщение их глав-
ного содержания
Информирование о главной
теме и перечне вопросов, кото-
рые освещены в первоисточни-
ке, без раскрытия самого со-
держания этих вопросов