1
УДК 808.2
Лингвометодические основы обучения
аннотированию студентов-иностранцев
технических специальностей
© Г.И. Баранникова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассмотрена информация как социальный ресурс современного обще-
ства. Исследуются специфические особенности аннотации как метаинформа-
тивного вторичного научного жанра. Обоснована необходимость специальной
работы по обучению студентов-иностранцев аннотированию. Предложены виды
упражнений, способствующих выработке психологических механизмов смысловой
переработки текста, обучающих аннотированию.
Ключевые слова:
информационная обработка текста, аннотирование, метаин-
формативность, информационная компрессия, трансдукция, перифразирование.
В век информационных технологий поток информации, поступа-
ющий в единицу времени, увеличивается изо дня в день. Удвоение
объема знаний и увеличение потока информации в десятки раз ожи-
даются уже в ближайшем будущем. Проблема информации считается
одной из наиболее актуальных и фундаментальных в условиях НТР.
Никогда ранее человечество не накапливало информацию и знания
столь стремительными темпами. Если в начале прошлого века общая
сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые
пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет. Инфор-
мация становится реальным
социальным
ресурсом: она дает возмож-
ность человеку адаптироваться к жизни в условиях постоянно меня-
ющейся действительности, изменять стереотипы поведения, приво-
дить их в соответствие с новыми обстоятельствами. Вместе с тем пе-
ред потребителями информации встает необходимость регулирова-
ния и переработки информационного потока. Современный уровень
информатизации общества предъявляет высокие требования к науч-
ным специалистам. Базовым умением профессиональной деятельно-
сти является умение обрабатывать большие объемы информации, в
том числе и на иностранном языке. Результатом информационной
обработки текста является определение смысла (содержания), заклю-
чающегося в некотором сообщении, т. е. извлечение ценной инфор-
мации по актуальному кругу проблем в различной степени обобщен-
ности. Аннотирование наряду с реферированием играет большую
роль в освоении научно-технической информации, являясь одним из
наиболее рациональных средств передачи и организации потока
научно-технической информации, в информационном обеспечении