Background Image
 1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2

Лингвометодические основы обучения

аннотированию студентов-иностранцев

технических специальностей

© Г.И. Баранникова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассмотрена информация как социальный ресурс современного обще-

ства. Исследуются специфические особенности аннотации как метаинформа-

тивного вторичного научного жанра. Обоснована необходимость специальной

работы по обучению студентов-иностранцев аннотированию. Предложены виды

упражнений, способствующих выработке психологических механизмов смысловой

переработки текста, обучающих аннотированию.

Ключевые слова:

информационная обработка текста, аннотирование, метаин-

формативность, информационная компрессия, трансдукция, перифразирование.

В век информационных технологий поток информации, поступа-

ющий в единицу времени, увеличивается изо дня в день. Удвоение

объема знаний и увеличение потока информации в десятки раз ожи-

даются уже в ближайшем будущем. Проблема информации считается

одной из наиболее актуальных и фундаментальных в условиях НТР.

Никогда ранее человечество не накапливало информацию и знания

столь стремительными темпами. Если в начале прошлого века общая

сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые

пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет. Инфор-

мация становится реальным

социальным

ресурсом: она дает возмож-

ность человеку адаптироваться к жизни в условиях постоянно меня-

ющейся действительности, изменять стереотипы поведения, приво-

дить их в соответствие с новыми обстоятельствами. Вместе с тем пе-

ред потребителями информации встает необходимость регулирова-

ния и переработки информационного потока. Современный уровень

информатизации общества предъявляет высокие требования к науч-

ным специалистам. Базовым умением профессиональной деятельно-

сти является умение обрабатывать большие объемы информации, в

том числе и на иностранном языке. Результатом информационной

обработки текста является определение смысла (содержания), заклю-

чающегося в некотором сообщении, т. е. извлечение ценной инфор-

мации по актуальному кругу проблем в различной степени обобщен-

ности. Аннотирование наряду с реферированием играет большую

роль в освоении научно-технической информации, являясь одним из

наиболее рациональных средств передачи и организации потока

научно-технической информации, в информационном обеспечении