Лингвометодические основы обучения аннотированию студентов-иностранцев…
3
Окончание табл. 1
Критерий деления
Вид
Типовые особенности
Метод анализа
исходного текста
(наличие / отсут-
ствие оценки)
Описательные
Раскрывают тематику пер-
вичного текста
Рекомендательные
Характеризуют первичный
текст, дают его оценку для
определенной категории
специалистов
Объем
Краткие
Описывают основную те-
матику первичного текста
Развернутые
Относительно подробно из-
лагают содержание текста
Функциональ-
ное назначение
Справочные (сигналь-
ные, информационные,
описательные)
Дают характеристику тек-
ста без критической оценки
Рекомендательные (ре-
феративные)
Дают характеристику и
оценку текста относитель-
но его пригодности для
определенной аудитории
потребителей
Подчеркнем, что вышеприведенная таблица содержит обобщенные
сведения: во многих исследованиях виды аннотаций даны более по-
дробно, что не так существенно с точки зрения методического целепо-
лагания. Важнее научить студента воспроизводить базовую модель ан-
нотации. На первом этапе студентов-иностранцев необходимо научить
написанию
краткой описательной аннотации
, которая в сжатой и кон-
кретной форме раскрывает сущность содержания и основные выводы
аннотируемой публикации, не содержит оценочных элементов, реко-
мендаций, имеет четкую структуру, общепринятый список используе-
мых клише.
Структура аннотации
зависит от типа, но в ней существуют
обязательные элементы. Описательная аннотация имеет константную
структуру, что очень важно в учебных целях. Обычно такой вид ан-
нотации состоит из нескольких частей:
1)
библиографическое описание — совокупность сведений о тексте
первоисточника, оформленных в соответствии с установленными пра-
вилами;
2)
тематика текста — основная тема, проблема, цель работы;
3)
основная часть — предмет изложения и его основные харак-
теристики (перечисление основных положений, проблем, понятий;
описание объектов, процессов, действий и т. п.;
4)
заключительная часть — указания на выводы автора работы
или указание на один какой-то вопрос, которому в работе уделено
особое внимание;
5)
адресат — читательское назначение.