Г.А. Краснощекова
6
но ориентированные учебные пособия по иностранным языкам, обу-
чающие и контролирующие компьютерные программы: мультиме-
дийные программы «Экспликатор» для формирования грамматиче-
ской компетенции и программа по формированию профессионально
ориентированной лексической компетенции, электронные учебники
«Radio Engineering», «Electronic Engineering», а также учебно-мето-
дические и справочные пособия с учетом особенностей региона.
Учитывая специфику обучения иностранному языку в техниче-
ском вузе, а именно — незначительное количество аудиторных ча-
сов, отводимых на изучение иностранных языков студентами, акцент
переносится на самостоятельную работу. В этом незаменимую по-
мощь оказывают мультимедийные обучающие программы, например
«Экспликатор».
Мультимедийный экспликатор — это автоматизированная обуча-
ющая система, комплексное программное средство, включающее си-
стему лингвистических и информационно-методических средств, пред-
назначенное для предъявления языкового материала в определенной
последовательности, закрепления его на основе языковых упражнений,
а также контроль его усвоения на основе промежуточного и итогового
тестирования. Достоинствами мультимедийного экспликатора является
ряд присущих только ему свойств, а именно — возможность применять
графику (рисунки, схемы), которые позволяют доходчивее передавать
информацию студенту, облегчают и ускоряют ее понимание, а также
дают возможность многократного прогона для усвоения или лучшего
совершенствования знаний, умений и навыков. Мультимедийная про-
грамма значительно влияет на мотивацию обучения, повышает интерес
к иностранному языку, придает студентам уверенность в своих силах,
способствует индивидуализации процесса учебы, так как изучение, тре-
нировка, повторение и контроль одного и того же материала может
осуществляться с различной степенью глубины и полноты, индивиду-
альном темпе, в индивидуальной последовательности, часто выбирае-
мой самим студентом. Кроме того, мультимедийная программа позво-
ляет активизировать управление последовательностью и обеспечить
динамику формирования грамматической компетенции.
Для эффективного обучения профессионально ориентированному
чтению в рамках электронного учебного пособия «Radio Engineering»
нами был создан комплекс упражнений, направленных на развитие
умений, связанных с пониманием языкового материала текста, со-
держания текста, а также умений, связанных с актуализацией прочи-
танного.
Последовательность работы над текстом в разработанном элек-
тронном учебном пособии «Radio Engineering» предполагает следу-
ющие этапы: предтекстовый этап — языковые (предречевые) упраж-
нения, текстовый этап — собственно чтение текста, послетекстовый
этап — контроль понимания содержания, и этап актуализации полу-