Background Image
Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

Г.А. Краснощекова

4

циплины в технических вузах неприемлемы в связи с недостаточным

количеством аудиторных часов, перегруженностью учебных групп,

разным уровнем языковой подготовки студентов.

Единственно возможный прорывной путь к повышению резуль-

тативности обучения иностранным языкам в технических вузах —

это разработка и внедрение в практику обучения новых, инновацион-

ных методик и учебников, адекватных этим условиям обучения.

Методологией методики обучения иностранным языкам на со-

временном этапе является полипарадигмальность, которая определя-

ется как синтез исходных релятивных концептуальных схем, позво-

ляющий выявить сущностные черты исследуемого объекта и обеспе-

чивающий фундаментальность лингводидактического исследования.

Имеются основания утверждать, что приверженность к одной па-

радигме, т. е. к единственной концептуальной схеме или теоретиче-

ской модели, неизбежно приводит к неполному или одностороннему

отражению существенных черт исследуемой области действительно-

сти [3].

Полипарадигмальность как методология в данном случае помо-

жет решить эту проблему и обеспечит свободу профессиональной

креативности преподавателя, сотворчества педагога и студентов, так

как полипарадигмальная методология не предписывает использова-

ние какой-либо одной технологии, а предусматривает интеграцию,

смешение разнородных технологий обучения. Смешанное обучение

(blended learning), которое мы используем при обучении студентов

технических специальностей иностранному языку, может служить

примером методики обучения, построенной на методологических ос-

нованиях полипарадигмальности.

Смешанное обучение представляет собой комбинированное ис-

пользование традиционных (очных) и мультимедийных (дистанци-

онных) методов и технологий обучения. Смешанное обучение ино-

странным языкам является одной из последних инновационных ме-

тодических разработок, основанных на идее смешения традиционных

и инновационных технологий обучения [4].

Методологическими принципами полипарадигмальности явля-

ются:

а) количество компонентов смешанного обучения;

б) последовательность поступления компонентов смешанного

обучения;

в) дозирование каждого вида технологий.

Многокомпонентность смешанного обучения, в полной мере соот-

ветствующая методологической полипарадигмальности, обнаружива-

ется в различных комбинациях сочетания традиционной работы «сту-

дент + преподаватель» с такими инновационными технологиями, как

компьютерная обучающая программа, видеодокумент, фрагмент муль-