Г.А. Краснощекова
4
циплины в технических вузах неприемлемы в связи с недостаточным
количеством аудиторных часов, перегруженностью учебных групп,
разным уровнем языковой подготовки студентов.
Единственно возможный прорывной путь к повышению резуль-
тативности обучения иностранным языкам в технических вузах —
это разработка и внедрение в практику обучения новых, инновацион-
ных методик и учебников, адекватных этим условиям обучения.
Методологией методики обучения иностранным языкам на со-
временном этапе является полипарадигмальность, которая определя-
ется как синтез исходных релятивных концептуальных схем, позво-
ляющий выявить сущностные черты исследуемого объекта и обеспе-
чивающий фундаментальность лингводидактического исследования.
Имеются основания утверждать, что приверженность к одной па-
радигме, т. е. к единственной концептуальной схеме или теоретиче-
ской модели, неизбежно приводит к неполному или одностороннему
отражению существенных черт исследуемой области действительно-
сти [3].
Полипарадигмальность как методология в данном случае помо-
жет решить эту проблему и обеспечит свободу профессиональной
креативности преподавателя, сотворчества педагога и студентов, так
как полипарадигмальная методология не предписывает использова-
ние какой-либо одной технологии, а предусматривает интеграцию,
смешение разнородных технологий обучения. Смешанное обучение
(blended learning), которое мы используем при обучении студентов
технических специальностей иностранному языку, может служить
примером методики обучения, построенной на методологических ос-
нованиях полипарадигмальности.
Смешанное обучение представляет собой комбинированное ис-
пользование традиционных (очных) и мультимедийных (дистанци-
онных) методов и технологий обучения. Смешанное обучение ино-
странным языкам является одной из последних инновационных ме-
тодических разработок, основанных на идее смешения традиционных
и инновационных технологий обучения [4].
Методологическими принципами полипарадигмальности явля-
ются:
а) количество компонентов смешанного обучения;
б) последовательность поступления компонентов смешанного
обучения;
в) дозирование каждого вида технологий.
Многокомпонентность смешанного обучения, в полной мере соот-
ветствующая методологической полипарадигмальности, обнаружива-
ется в различных комбинациях сочетания традиционной работы «сту-
дент + преподаватель» с такими инновационными технологиями, как
компьютерная обучающая программа, видеодокумент, фрагмент муль-