Языковая подготовка студентов на основе полипарадигмальной методологии…
5
тимедийного учебника, использование интернет-ресурсов, Скайп, ис-
пользование веб-квестов и других программ в режиме оnline [5].
Полипарадигмальность как методологическая основа смешанного
обучения предполагает использование некоего количества обучаю-
щих технологий. В этой связи представляется существенным опреде-
лить оптимальное число мультимедийных (дистанционных) техноло-
гий как компонентов смешанного обучения.
Последовательность поступления компонентов в смешанном
обучении также правомерно рассматривать как методологический
принцип полипарадигмальности. Обучение, построенное на основе
полипарадигмальной методологии, не может быть продуктивным,
если в нем не предусмотрена оптимальная дозировка применяемых
технологий. Смешанное обучение нацелено на интенсификацию про-
цесса овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, на со-
кращение времени, необходимого для достижения цели.
С позиций обосновываемой нами новой методологии методики
обучения иностранным языкам (полипарадигмальности), смешанное
обучение — это образец оптимальной технологии, адекватный целям
и условиям преподавания данной дисциплины в техническом вузе.
Эта технология предполагает замещение аудиторной работы воз-
можностью изучить материал, традиционно подаваемый на лекциях,
во внеаудиторное время при помощи ресурсов информационно-
коммуникационных технологий. В этом случае студент, изучая пред-
ложенный материал самостоятельно, берет на себя ответственность
за качество создания базы знаний и ее объем, сам для себя создает
платформу для дальнейшей деятельности в аудитории.
При разработке программы обучения иностранному языку в тех-
ническом вузе, основываясь на полипарадигмальной методологии и
реализуя принципы региональности, экономической целесообразно-
сти, профессиональной направленности, филологизации и другие ме-
тодические принципы, мы попытались определить сферы деятельно-
сти и ситуации, в которых предстоит общаться нашим студентам;
умения, на которые нужно направить все усилия студентов, чтобы
наилучшим образом подготовить их к использованию иностранного
языка в будущей профессиональной деятельности. Все это имеет
большое значение для определения содержания обучения, так как в
целях повышения мотивации при изучении языка следует учитывать
как настоящие, так и будущие потребности студентов. При изучении
потребностей и специфики языка профессиональной сферы общения
мы выявили общие коммуникативные задачи, решение которых бу-
дет способствовать удовлетворению потребностей, характерных для
любой профессиональной деятельности.
Нами была разработана и внедрена в учебный процесс методика
смешанного обучения иностранному языку, созданы профессиональ-