Языковая подготовка студентов на основе полипарадигмальной методологии…
3
мах, презентациях, уметь грамотно вести переписку с партнерами,
оформлять различные виды деловой документации (соглашение, кон-
тракт, договор и др.).
Проведенное анкетирование студентов и специалистов разных
специальностей Инженерно-технологической академии Южного фе-
дерального университета в городе Таганроге показало, что владение
иностранным языком необходимо им для общения на бытовые темы,
а также для осуществления профессионально-делового общения с
иностранными партнерами.
Что касается значимости иностранного языка для будущей про-
фессии, то это, прежде всего получение профессионально значимой
информации из иностранных источников, поиск деловой информа-
ции в сети Интернет и др.
Необходимость знания иностранного языка для профессиональ-
ной деятельности была оценена одинаково высоко в иерархии ка-
честв и умений специалистами (93 %) и студентами (88 %).
Однако существующая теория и методика обучения иностранным
языкам в России и ее регионах не всегда отвечает в полной мере совре-
менным требованиям, вследствие чего языковая подготовка специали-
стов в технических вузах не соответствует потребностям рынка труда.
Таким образом, очевидным является противоречие между социальным
заказом государства, региона на специалиста, владеющего иностранным
языком, и существующей теорией и практикой обучения иностранным
языкам в высших профессиональных учебных заведениях.
Значительный процент выпускников технических вузов, как пра-
вило, не владеет основами иноязычной профессионально ориентиро-
ванной коммуникативной компетенции. Они зачастую оказываются
не в состоянии не только вести беседу с зарубежными коллегами, но
испытывают значительные трудности при понимании иноязычных
аутентичных источников по специальности.
Невладение иностранным языком российскими специалистами
отрицательно сказывается на процессах интеграции отечественной
науки и производства в международное экономическое пространство.
Многолетний опыт работы в неязыковом вузе показывает, что
многие проблемы в обучении иностранным языкам объясняются от-
сутствием у студентов элементарных лингвистических знаний. В те-
чение многих лет предпринимались попытки модернизировать си-
стему обучения иностранным языкам ввиду известного дефицита
времени, отводимого на изучение иностранного языка в неязыковом
вузе. Однако необходимость создания новых концептуальных поло-
жений, принципов, методов сохраняется, так как уровень сформиро-
ванности коммуникативной компетенции студентов технических ву-
зов все еще остается невысоким [2].
Требуется реорганизация обучения иностранным языкам, в том
числе целевой доминанты, так как условия преподавания этой дис-