А.Н. Кузнецов
2
подготовки технических переводчиков необходимо реализовать по-
тенциал гуманитарных дисциплин для формирования комплекса про-
фессионально-социально-учебной компетентности выпускника.
Методология исследования.
В условиях интенсификации учеб-
ного процесса и внедрения компетентностного подхода, предъявля-
ющего специальные требования к уровню и качеству подготовки в
системе высшего профессионального образования, необходим науч-
ный подход к реализации профессионально-компетентностного по-
тенциала гуманитарных дисциплин в вузе. Подобное исследование
позволяет, с одной стороны, выявить профессиональные компетен-
ции, формирующиеся в процессе подготовки по гуманитарным дис-
циплинам в вузе, и, с другой стороны, компетентностные возможно-
сти (потенциал) самих гуманитарных дисциплин [1, 2].
Профессионально-компетентностный потенциал дисциплины
(подготовки) сочетает различные технологии подготовки специали-
стов с точки зрения их когнитивного и операционного резерва (теза-
уруса) для формирования и развития комплекса установленных
(нормативно заданных) профессионально-социально-учебно значи-
мых компетентностей [3].
В социологии готовность личности к выполнению социальных
функций в обществе определяется совокупностью ее нравственно-
содержательных, социальных, содержательно-процессуальных и мо-
тивационных качеств. Если исходить из позиций социально-психоло-
гического подхода, критериями сформированности готовности к тру-
ду являются: 1) необходимые знания, умения и навыки; 2) отношение
к образованию и учебному труду; 3) наличие развитого, самостоя-
тельного, творческого мышления; 4) понимание задач, которые ста-
вит перед личностью социум; 5) осознание мотивов своей деятельно-
сти, четкое понимание своих интересов, склонностей, способностей,
возможностей; 6) корреляция личных и общественных целей. Как
видно, готовность личности к активной трудовой жизни выражена
через систему качеств, необходимых для выполнения производ-
ственных и общественных функций.
Другими словами, готовность студентов к профессиональной дея-
тельности обусловлена потребностью общества в специалистах, кото-
рые стремятся к активному участию в научно-техническом прогрессе,
добиваются самосовершенствования в области производственной дея-
тельности, нуждаются в непрерывном обновлении, расширении про-
фессиональных знаний, кроме того, имеют высокий уровень профес-
сиональной подготовки, навыки решения производственных задач,
способны к длительному волевому напряжению в разнообразных
условиях деятельности.
Известно, что развитие языковых компетенций сопровождается
развитием когнитивных способностей в целом, что, безусловно, вно-
сит вклад в становление комплекса профессиональных компетентно-