Background Image
Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

Н.И. Сидняев, С.К. Соболев

6

трализации. Противоположную модель представляла собой советская

система образования, характеризующаяся унификацией, идеологиза-

цей учебного процесса, господством эгалитаристского подхода к ор-

ганизации системы образования.

В постсоветский период образовательная система России начала

быстро продвигаться в направлении деидеологизации: перестал су-

ществовать тотальный государственный контроль, идет процесс ди-

версификации образовательных программ и образовательных инсти-

тутов, больше учитываются групповые и индивидуальные запросы

населения. Прослеживается явное движение к плюралистической мо-

дели образования. Можно констатировать определенное сближение

образовательных систем России и стран Западной Европы и США в

рамках парадигмы плюралистической образовательной системы. Бо-

лее ощутимым это сближение стало с принятием Россией Болонской

конвенции.

Однако существующее отставание российской системы образо-

вания, в том числе элитарного, внушает тревогу. Многие специали-

сты по экономике и социологии не без оснований считают, что для

ускоренного развития страны наиболее эффективны инвестиции в

«человеческий капитал», в сферы образования и науки [5, 9]. Пока в

России еще остались вузы и научные школы, имеющие высокие рей-

тинги в мировой системе образования и науки, нужно подтягивать к их

уровню другие вузы страны. Так, компания QS Quacquarelli Symonds

(Великобритания) опубликовала рейтинг лучших университетов мира.

Из более чем 2000 вузов разных стран экспертами было отобрано и оце-

нено около 800 учебных заведений, среди которых 18 российских. Мос-

ковский государственный университет им. М.В. Ломоносова занял

120-ю строчку, что на четыре позиции ниже, чем в аналогичном рей-

тинге 2012 г., и на восемь позиций ниже, чем в 2011 г. В число

400 ву-

зов вошли также Санкт-Петербургский государственный универси-

тет (240-е место), Московский государственный технический универси-

тет им. Н.Э. Баумана (334-е место), Новосибирский государственный

университет (352-е место), МГИМО (386-е место). В пятой сотне луч-

ших закрепились Московский физико-технический институт (государ-

ственный университет), Санкт-Петербургский государственный поли-

технический университет, Российский университет дружбы народов.

В шестую сотню вошли Высшая школа экономики, Уральский феде-

ральный университет, Национальный исследовательский Томский по-

литехнический университет.

Заключение.

Анализируя проблему повышения уровня профес-

сиональных инженерных кадров и соответствия полученных ими

знаний и навыков потребностям реального сектора экономики, сле-

дует констатировать, что необходимо совершенствовать всю струк-