Н.И. Сидняев, С.К. Соболев
6
трализации. Противоположную модель представляла собой советская
система образования, характеризующаяся унификацией, идеологиза-
цей учебного процесса, господством эгалитаристского подхода к ор-
ганизации системы образования.
В постсоветский период образовательная система России начала
быстро продвигаться в направлении деидеологизации: перестал су-
ществовать тотальный государственный контроль, идет процесс ди-
версификации образовательных программ и образовательных инсти-
тутов, больше учитываются групповые и индивидуальные запросы
населения. Прослеживается явное движение к плюралистической мо-
дели образования. Можно констатировать определенное сближение
образовательных систем России и стран Западной Европы и США в
рамках парадигмы плюралистической образовательной системы. Бо-
лее ощутимым это сближение стало с принятием Россией Болонской
конвенции.
Однако существующее отставание российской системы образо-
вания, в том числе элитарного, внушает тревогу. Многие специали-
сты по экономике и социологии не без оснований считают, что для
ускоренного развития страны наиболее эффективны инвестиции в
«человеческий капитал», в сферы образования и науки [5, 9]. Пока в
России еще остались вузы и научные школы, имеющие высокие рей-
тинги в мировой системе образования и науки, нужно подтягивать к их
уровню другие вузы страны. Так, компания QS Quacquarelli Symonds
(Великобритания) опубликовала рейтинг лучших университетов мира.
Из более чем 2000 вузов разных стран экспертами было отобрано и оце-
нено около 800 учебных заведений, среди которых 18 российских. Мос-
ковский государственный университет им. М.В. Ломоносова занял
120-ю строчку, что на четыре позиции ниже, чем в аналогичном рей-
тинге 2012 г., и на восемь позиций ниже, чем в 2011 г. В число
400 ву-
зов вошли также Санкт-Петербургский государственный универси-
тет (240-е место), Московский государственный технический универси-
тет им. Н.Э. Баумана (334-е место), Новосибирский государственный
университет (352-е место), МГИМО (386-е место). В пятой сотне луч-
ших закрепились Московский физико-технический институт (государ-
ственный университет), Санкт-Петербургский государственный поли-
технический университет, Российский университет дружбы народов.
В шестую сотню вошли Высшая школа экономики, Уральский феде-
ральный университет, Национальный исследовательский Томский по-
литехнический университет.
Заключение.
Анализируя проблему повышения уровня профес-
сиональных инженерных кадров и соответствия полученных ими
знаний и навыков потребностям реального сектора экономики, сле-
дует констатировать, что необходимо совершенствовать всю струк-