Н.И. Сидняев, С.К. Соболев
2
В связи с этим отечественная система технического образования
должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалифи-
кация отвечают современным потребностям предприятий [5, 6]. Навы-
ками, компетенцией, знаниями кадровых инженеров во многом опреде-
ляются надежность, эффективность производственного процесса, внед-
рение новых технологий, качество конечного продукта. Именно таких
специалистов остро не хватает отечественной экономике.
Творческие лидеры, элитные специалисты играют выдающуюся
роль в современном обществе. Их идеи и деятельность определяют
прогресс практически во всех областях жизни: в науке, технике, тех-
нологиях, культуре, искусстве. Печально отмечать, что статьей наше-
го «экспорта» стала интеллектуальная элита, в том числе выдающие-
ся ученые: математики, физики-теоретики, элитные специалисты в
области микроэлектроники и компьютерной техники.
Мировой опыт показывает, что новые технологии и продукты
возникают, как правило, в процессе конвергенции различных обла-
стей знания и базовых технологий [7]. В современных условиях в си-
стеме инженерного образования необходимо выделить направления
подготовки, основанные на принципах меж- и мультидисциплинар-
ности, базирующихся в первую очередь на глубоком, фундаменталь-
ном физико-математическом образовании [8, 9].
Инновационные процессы в системе подготовки инженерных
кадров.
Важную роль при подготовке инженеров нового поколения
играют преподавательские кадры вузов. В настоящее время система
подготовки студентов сохранилась практически без изменений с
конца прошлого века. Для ее развития необходимы принципиальные
изменения компетенций преподавателей, формирование научно-
педагогического корпуса, способного актуализировать содержание
курсов и использовать передовые технологии обучения, во многом
строящиеся на самостоятельной работе студентов.
Развитие учебно-лабораторной базы на основе приобретения ву-
зами современного промышленного оборудования объективно не
всегда возможно и зачастую нецелесообразно вследствие его дорого-
визны и необходимости регулярного обновления. В этой ситуации
основной путь развития — организация эффективного взаимодей-
ствия с высокотехнологичными компаниями, особенно использова-
ние их материально-технической базы посредством создания базовых
кафедр, совместных учебно-научных и инновационных лабораторий,
инжиниринговых и инновационно-технологических центров [7, 10].
Должна быть усилена роль магистратуры, профессиональной пере-
подготовки, регулярного повышения квалификации. Но именно маги-
стратура может и должна решать задачу опережающей подготовки ин-
женеров к использованию передовых наукоемких технологий. Возмож-