Современные трансформационные процессы в системе элитного…
3
ным решением этой проблемы может стать введение индивидуальных
образовательных стандартов, предусматривающих освоение дополни-
тельной программы магистратуры иного профиля, в том числе с ис-
пользованием электронных и дистанционных технологий.
Конкурентные явления среди элитных инженерных вузов.
Конкуренция элитных вузов, выявление их рейтингов, определение
того, из чего складываются эти рейтинги, входит в предмет исследо-
ваний социологии элитного образования. Высокий рейтинг — важ-
нейший показатель элитности вуза; его обретение и поддержание яв-
ляется ключевой задачей технического университета, его админи-
страции, спонсоров, поскольку рейтинг прямо отражается на благо-
состоянии университета.
Конкуренция в области образования существует во всех странах с
рыночными отношениями, но особенно остра она в тех из них, где
имеются элитные университеты. Впрочем, и в этих странах конку-
рентная борьба различается по степени остроты, интенсивности и
формам.
Отметим, что острейшая конкурентная борьба ведется за
привлечение студентов из зарубежных стран. Она приносит доходы,
измеряемые десятками миллиардов долларов. Победителями являются
США, Великобритания, Австралия. Иностранных студентов привле-
кают прежде всего элитные вузы. Так, в вузах США в настоящее время
обучаются более ста тысяч китайских студентов [5].
Интересно сравнение американской и западноевропейской систем
высшего образования. Европе трудно конкурировать в этом отношении
с США, прежде всего по экономическим соображениям. Если США
тратят на обучение одного студента более 250 долл. в год, то страны
старого континента
—
в два-три раза меньше. Уже это подрывает
конкурентоспособность Западной Европы в области образования.
Специалисты по социологии образования часто подчеркивают,
что в странах с рыночной экономикой образование является сферой
бизнеса, хотя и обладающей несомненной спецификой. Специфика
элитных учебных заведений состоит в том, что конкурентная борьба
идет не за оптимальное соотношение качества и цены, как в других
видах бизнеса, а исключительно за высочайшее качество образова-
ния, так как число желающих получить образование в престижном
вузе всегда значительно превосходит число мест, причем независимо
от стоимости образования.
Рейтинг элитных вузов определяется ежегодно и сильно влияет
на положение университета. Среди критериев рейтинговой оценки
первое место занимает капитализация, т. е. активы университета, по-
скольку именно благодаря этому строятся великолепные здания, пре-
красные спортивные сооружения, покупается новейшее оборудова-
ние, а главное, приглашаются лучшие профессора и преподаватели.