Н.И. Сидняев, С.К. Соболев
4
Другие критерии оценки степени элитности вуза таковы:
число лауреатов Нобелевской премии, работающих в универ-
ситете, а также глав научных школ и направлений — национальных и
мировых;
качество профессорско-преподавательского состава: число статей,
опубликованных в ведущих научных изданиях, индекс цитируемости,
методическое обеспечение учебного процесса, новейшие методические
разработки и программы, индивидуальный подход к студентам,
применение той системы преподавания, которую можно назвать
элитопедагогикой;
величина библиотеки (число единиц хранения) и качество ее
обслуживания (при этом больше ценятся не огромные единые
библиотеки, а множество специализированных: философская, социо-
логическая, политологическая и др.; таких специализированных
библиотек, например, в Гарварде около 30);
соединение обучения с научно-исследовательской работой;
традиции университета, число знаменитостей среди его выпуск-
ников;
спрос на воспитанников университета
.
Большинство стран особым образом финансируют ограниченное
число своих элитных университетов. Отметим, что элитные универ-
ситеты России не требуют для себя особых привилегий.
Элитарное математическое образование в инженерных вузах
России.
Чтобы получить грамотного и продвинутого инженера,
необходимо отводить на изучение фундаментальных наук не менее
30 % общего объема часов. Но в нашей стране, к сожалению, наме-
тилась другая тенденция — число естественных наук в школе и вузе
неуклонно сокращается [3]. Главная задача образования — усилить
именно фундаментальную подготовку. Для этого у нас есть хорошие
возможности, например: можно использовать потенциал Российской
академии наук, сеть ее научно-исследовательских институтов, зани-
мающихся фундаментальной наукой.
Среди естественных наук главная роль, безусловно, принадлежит
математике. Каковы основные черты элитного математического об-
разования в инженерных вузах?
Во-первых, элитное математическое образование должно быть
фундаментальным
. Это означает, что математические дисциплины
должны изучаться глубоко, при разумной степени общности и стро-
го. Все математические понятия, каким бы простым и естественным
не казался их смысл, имеют свои четкие определения, без которых
невозможно изучение этих понятий. Студенты должны осознавать,
что каждая теорема или формула имеет условия применимости.