Современные трансформационные процессы в системе элитного…
5
Во-вторых, математическое образование должно иметь
приклад-
ную направленность
. Студенты должны уметь строить и применять
математические модели для решения инженерно-технических задач.
Особая роль отводится вычислительной математике, применению
современных ЭВМ. Обязательный семестровый курс численных ме-
тодов должен входить во все программы подготовки бакалавров, а
специальные численные методы должны изучать и магистры.
В-третьих, элитное математическое образование должно быть
не-
прерывным
. Совершенно недопустимо, чтобы часы на математику
отводились по остаточному принципу, с перерывами в математиче-
ском образовании в два, а то и в три семестра. Математика в элитных
инженерных вузах должна непрерывно изучаться в течение не менее
шести-семи семестров. Огромное значение имеет сопряжение мате-
матики с другими дисциплинами, в которых она используется.
В-четвертых, элитарное математическое образование должно быть
современным
. Не секрет, что классические дисциплины, изучаемые сту-
дентами (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное
исчисление), это математика XVII–XIX вв. Но это не означает, что дан-
ные разделы математики устарели и не должны изучаться. Однако
наряду с ними необходимо изучать и такие дисциплины, как теория ве-
роятностей и математическая статистика, дискретная математика, тео-
рия оптимизации, элементы функционального анализа.
В зарубежных университетах средний уровень нагрузки для про-
фессуры обычно не превышает 300 ч, и большинство преподавателей
активно занимаются наукой. Если мы хотим выйти на уровень веду-
щих мировых университетов, необходимо сократить общую педаго-
гическую нагрузку профессоров и доцентов до 400–450 ч при лекци-
онной нагрузке в 150 ч. Это примерно соответствует уровню нагруз-
ки в ведущих университетах мира.
При сравнении образовательных систем России и США с точки
зрения развития элитарного образования надо отметить их глубокое
различие, связанное прежде всего с разными историческими тради-
циями, менталитетом, экономической и политической структурой
этих стран.
Американская система образования всегда строилась как плюра-
листическая, в ней конкурировали разные образовательные модели и
важную роль наряду с государственными образовательными про-
граммами играли программы, разработанные общественными орга-
низациями, причем федеральные программы носили, скорее, реко-
мендательный, чем директивный характер (что естественно обуслов-
лено существованием частных образовательных институтов).
Большое влияние на образование оказывали органы штатов и мест-
ные органы. Иначе говоря, это система с высокой степенью децен-