Background Image
Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Современные трансформационные процессы в системе элитного…

5

Во-вторых, математическое образование должно иметь

приклад-

ную направленность

. Студенты должны уметь строить и применять

математические модели для решения инженерно-технических задач.

Особая роль отводится вычислительной математике, применению

современных ЭВМ. Обязательный семестровый курс численных ме-

тодов должен входить во все программы подготовки бакалавров, а

специальные численные методы должны изучать и магистры.

В-третьих, элитное математическое образование должно быть

не-

прерывным

. Совершенно недопустимо, чтобы часы на математику

отводились по остаточному принципу, с перерывами в математиче-

ском образовании в два, а то и в три семестра. Математика в элитных

инженерных вузах должна непрерывно изучаться в течение не менее

шести-семи семестров. Огромное значение имеет сопряжение мате-

матики с другими дисциплинами, в которых она используется.

В-четвертых, элитарное математическое образование должно быть

современным

. Не секрет, что классические дисциплины, изучаемые сту-

дентами (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное

исчисление), это математика XVII–XIX вв. Но это не означает, что дан-

ные разделы математики устарели и не должны изучаться. Однако

наряду с ними необходимо изучать и такие дисциплины, как теория ве-

роятностей и математическая статистика, дискретная математика, тео-

рия оптимизации, элементы функционального анализа.

В зарубежных университетах средний уровень нагрузки для про-

фессуры обычно не превышает 300 ч, и большинство преподавателей

активно занимаются наукой. Если мы хотим выйти на уровень веду-

щих мировых университетов, необходимо сократить общую педаго-

гическую нагрузку профессоров и доцентов до 400–450 ч при лекци-

онной нагрузке в 150 ч. Это примерно соответствует уровню нагруз-

ки в ведущих университетах мира.

При сравнении образовательных систем России и США с точки

зрения развития элитарного образования надо отметить их глубокое

различие, связанное прежде всего с разными историческими тради-

циями, менталитетом, экономической и политической структурой

этих стран.

Американская система образования всегда строилась как плюра-

листическая, в ней конкурировали разные образовательные модели и

важную роль наряду с государственными образовательными про-

граммами играли программы, разработанные общественными орга-

низациями, причем федеральные программы носили, скорее, реко-

мендательный, чем директивный характер (что естественно обуслов-

лено существованием частных образовательных институтов).

Большое влияние на образование оказывали органы штатов и мест-

ные органы. Иначе говоря, это система с высокой степенью децен-