Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

В.С. Попов, Е.А. Власова

4

кой дифференциации оценки результатов учебной работы. Рейтинг

показывает

реальное место, которое студент занимает среди сокурс-

ников в соответствии с успехами в учебе, что способствует формиро-

ванию навыков самоорганизации и самооценки.

Переход к индивидуально-ориентированной организации учебного

процесса повысит мотивацию студентов к обучению, получению необ-

ходимых профессиональных и личностных компетенций. Использова-

ние индивидуального учебного плана даст студенту возможность само-

стоятельного и разностороннего формирования собственной траектории

обучения (изучение дисциплин по выбору, спецкурсов, учебных дисци-

плин как внутри вуза, так и за его пределами).

Для обеспечения большей мобильности в построении индивиду-

альных траекторий обучения в учебные планы можно включать дис-

циплины, имеющие одно название, но разные уровни сложности. Та-

кой подход предоставит студенту возможность выбрать уровень об-

разования, углубить или расширить профессиональные знания,

участвовать в программах целевой подготовки кадров. Программа

дисциплины может варьироваться в зависимости от цели ее изуче-

ния: соответствовать базовому уровню, если целью является введе-

ние в предмет, продвинутому уровню, если необходимо получение

углубленных знаний по предмету, и специальному уровню, если тре-

буется получение специальных знаний по предмету. Так, для дисци-

плин математического цикла базовый уровень изложения материала

может отличаться от продвинутого отсутствием строгих доказа-

тельств большинства математических утверждений. Различия могут

заключаться в числе модулей (например, программа дисциплины

продвинутого уровня может содержать дополнительный модуль). За-

дания для самостоятельной работы также могут отличаться в зависи-

мости от уровня изучения дисциплины, скажем, числом и сложно-

стью входящих в них задач. Разными могут быть формы и содержа-

ние промежуточного и итогового контроля. Например, программами

продвинутого уровня предусмотрено проведение коллоквиумов, уст-

ных опросов, творческих конкурсов и соревнований, докладов и пре-

зентаций, подготовленных учащимися.

Введение учебных дисциплин с уровневой индикацией направле-

но на решение проблемы большого отсева студентов на младших

курсах. Известно, что в последние годы наблюдается низкая степень

школьной подготовки по математике у значительной части студен-

тов. За отведенное время такие студенты не усваивают учебный ма-

териал, содержащийся в программах дисциплин математического

цикла. Сокращение объема материала или снижение требований при-

ведет к недопустимому снижению качества подготовки студентов в

группе. При индивидуально-ориентированной организации учебного

процесса студенту предоставляется возможность изучать дисциплину