В.С. Попов, Е.А. Власова
4
кой дифференциации оценки результатов учебной работы. Рейтинг
показывает
реальное место, которое студент занимает среди сокурс-
ников в соответствии с успехами в учебе, что способствует формиро-
ванию навыков самоорганизации и самооценки.
Переход к индивидуально-ориентированной организации учебного
процесса повысит мотивацию студентов к обучению, получению необ-
ходимых профессиональных и личностных компетенций. Использова-
ние индивидуального учебного плана даст студенту возможность само-
стоятельного и разностороннего формирования собственной траектории
обучения (изучение дисциплин по выбору, спецкурсов, учебных дисци-
плин как внутри вуза, так и за его пределами).
Для обеспечения большей мобильности в построении индивиду-
альных траекторий обучения в учебные планы можно включать дис-
циплины, имеющие одно название, но разные уровни сложности. Та-
кой подход предоставит студенту возможность выбрать уровень об-
разования, углубить или расширить профессиональные знания,
участвовать в программах целевой подготовки кадров. Программа
дисциплины может варьироваться в зависимости от цели ее изуче-
ния: соответствовать базовому уровню, если целью является введе-
ние в предмет, продвинутому уровню, если необходимо получение
углубленных знаний по предмету, и специальному уровню, если тре-
буется получение специальных знаний по предмету. Так, для дисци-
плин математического цикла базовый уровень изложения материала
может отличаться от продвинутого отсутствием строгих доказа-
тельств большинства математических утверждений. Различия могут
заключаться в числе модулей (например, программа дисциплины
продвинутого уровня может содержать дополнительный модуль). За-
дания для самостоятельной работы также могут отличаться в зависи-
мости от уровня изучения дисциплины, скажем, числом и сложно-
стью входящих в них задач. Разными могут быть формы и содержа-
ние промежуточного и итогового контроля. Например, программами
продвинутого уровня предусмотрено проведение коллоквиумов, уст-
ных опросов, творческих конкурсов и соревнований, докладов и пре-
зентаций, подготовленных учащимися.
Введение учебных дисциплин с уровневой индикацией направле-
но на решение проблемы большого отсева студентов на младших
курсах. Известно, что в последние годы наблюдается низкая степень
школьной подготовки по математике у значительной части студен-
тов. За отведенное время такие студенты не усваивают учебный ма-
териал, содержащийся в программах дисциплин математического
цикла. Сокращение объема материала или снижение требований при-
ведет к недопустимому снижению качества подготовки студентов в
группе. При индивидуально-ориентированной организации учебного
процесса студенту предоставляется возможность изучать дисциплину