В.С. Попов, Е.А. Власова
2
Способности первой группы необходимы для того, чтобы поиск
решения поставленной задачи увенчался успехом. Способности вто-
рой группы обеспечивают возможности формирования образов, опе-
рирования ими, зримого выражения идей, а также гармонию частей,
общую простоту и экономичность создаваемой конструкции. Спо-
собности третьей группы требуются для успешного выполнения опе-
раций анализа, синтеза и критической оценки достигаемых результа-
тов. В процессе творчества эти группы способностей используются
поочередно, но не изолированно. Их проявление взаимосвязано.
Активность человека в процессе творчества определяется личной
значимостью и вероятностью достижения результата. При развитии
творческих способностей студентов следует:
а) обеспечить мотивацию их творческой деятельности;
б) ознакомить их с объективными закономерностями и методоло-
гией творчества;
в) организовать систему упражнений для выработки навыков
применения творческих приемов.
Мотивация деятельности может быть внешней, не связанной с
особенностями работы, выполняемой человеком, и внутренней, когда
само содержание работы интересно и понятно. Для успеха дела нуж-
ны оба вида мотивации.
Интересы человека не являются врожденными. Они — результат
формирования личности. Вопрос о стимулировании интереса студен-
тов к творческой деятельности требует специального изучения.
Наблюдения показывают, что наибольшая личная заинтересован-
ность возникает у студента в том случае, когда он убежден в необхо-
димости такой деятельности в период учебы в вузе и после его окон-
чания. Для выработки этой убежденности одних словесных призывов
не достаточно.
Можно выделить три группы стимулов познавательного интереса
при обучении. Источник стимулов первой группы — содержание
учебного материала, второй — организация познавательной деятель-
ности, третьей — взаимоотношения между участниками учебного
процесса.
К стимулам познавательного интереса первой группы относятся:
1) новизна учебного материала;
2) обновление ранее усвоенных знаний, выявление в них новых
сторон;
3) исторический подход, позволяющий студентам представить
ход познания;
4) практическая необходимость в знаниях;
5) показ современных достижений науки.