1
УДК 378.046.2
Проблема развития творческих способностей
и мотивационных стимулов обучения
студентов технических вузов
© В.С. Попов, Е.А. Власова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены вопросы, связанные с развитием творческих способностей и моти-
вационных стимулов к обучению студентов технических вузов при модульно-
рейтинговой системе организации учебного процесса. Показано, что введение ин-
дивидуального рейтинга студента стимулирует его к освоению образовательных
программ благодаря дифференциации оценки результатов его учебной работы.
Ключевые слова:
модульно-рейтинговая система, блочно-модульная система,
рейтинг, индивидуальный рейтинг, мотивационный стимул.
Проблема обучения в техническом вузе состоит в том, чтобы по-
мочь студенту поэтапно продвигаться в развитии творческих способ-
ностей от его личного исходного уровня до уровня, минимально не-
обходимого по квалификационным требованиям и обязательного для
всех выпускников, а затем до личного максимального уровня, соот-
ветствующего фактическим возможностям студента [1–5].
Для решения этой проблемы необходим комплекс учебно-
воспитательных мероприятий, позволяющих обеспечить:
1) выявление природных задатков студента и определение до-
стигнутого им уровня развития;
2) индивидуальный подход к каждому студенту во время обуче-
ния;
3) нелинейные схемы обучения и академическую мобильность
студентов и преподавателей вузов.
Эффективность учебно-воспитательных мероприятий, организу-
емых с целью развития творческих способностей, должна быть до-
статочной для того, чтобы принятый на первый курс студент, имею-
щий наименьшие задатки по сравнению с сокурсниками, к моменту
окончания вуза отвечал обязательному минимуму квалификацион-
ных требований.
Творчество — сложный вид психической деятельности, направ-
ленный на создание новых материальных и духовных ценностей.
В ходе технического творчества актуализируется ряд способностей,
которые можно условно разделить на три группы: 1) изобретатель-
ность; 2) художественность мышления; 3) логичность.