Проблема развития творческих способностей и мотивационных стимулов …
3
Стимулы познавательного интереса второй группы:
1) чередование форм самостоятельной работы, препятствующее
возникновению ощущения монотонности действий;
2) проблемный подход, вызывающий исследовательскую реак-
цию и способствующий возникновению у студентов озадаченности,
эмоциональной приподнятости, потребности в познании;
3) исследовательский подход, позволяющий приобщить студен-
тов к методам научного анализа;
4) творческие задания, успешное выполнение которых доставляет
студентам удовлетворение;
5) практические действия, развивающие у студентов уверенность
в себе.
К стимулам познавательного интереса третьей группы относятся:
1) эмоциональный тонус, вносимый преподавателем в работу
студентов;
2) эмоциональность преподавателя;
3) доверие преподавателя к познавательным возможностям сту-
дентов;
4) взаимная поддержка в деятельности преподавателя и студен-
тов;
5) соревнование между студентами;
6) поощрение студентов и преподавателей при успешных резуль-
татах учебного процесса.
Чтобы повысить эффективность перечисленных стимулов, требу-
ется рационализация содержания и методов обучения.
Блочно-модульная система преподавания позволяет стимулиро-
вать работу студентов непрерывно в течение всего периода обучения,
способствовать активизации и систематизации учебной деятельно-
сти, повышать мотивацию студентов к получению знаний.
Серьезным мотивационным стимулом студентов к освоению об-
разовательных программ является индивидуальный рейтинг студен-
та. Учитывая, что многим студентам важно общественное признание,
каждый из них должен иметь интегрированный рейтинг, напрямую
связанный со всякого рода поощрениями
. Индивидуальный рейтинг
студента может влиять на получение именных и президентских сти-
пендий, на возможность обучения по программам двойных дипло-
мов с направлением на стажировки в зарубежные вузы, на перевод
лучших студентов, обучающихся по договорной форме оплаты обу-
чения, на бюджетные места. Кумулятивный рейтинг используется и
как один из показателей при отборе для обучения по программам ма-
гистерской подготовки. Введение индивидуального рейтинга стиму-
лирует
студентов к освоению образовательных программ при глубо-